×
Культура
0

Открылась выставка работ художника Виктора Бухарова, запечатлевшего нефтяной бум в Сургуте

Сургутский художественный музей представил выставку известного советского и российского живописца и акварелиста Виктора Бухарова. В 70-е годы прошлого столетия художник приехал в Сургут в творческую командировку и запечатлел северный край. В этом году Виктору Бухарову исполняется 75 лет, и юбиляр лично посетил открытие экспозиции, посвященной нефтяному буму, провел экскурсию по выставке и рассказал «Сургутской трибуне» о том, что не отыскал в городе мест, которые запечатлел 50 лет назад.

— Виктор Семенович, на выставке представлено 43 ваших работы. Сколько вы гостили в Сургуте, чтобы создать такое количество произведений? Или изначально были зарисовки, а потом, уже дома, в Новосибирске, доводили пейзажи и портреты до ума?

— Все, что вы видите на выставке, сделано мгновенно, в живой обстановке. У меня нет принципа писать по памяти: прежде всего, должно быть живое начало — то, что я ощутил и увидел здесь и сейчас. Конечно, я могу сделать зарисовку, а потом дописать, но я не люблю так работать.

Когда я был в Сургуте, я везде ходил с этюдником и целенаправленно искал то, что хотел бы написать. Искал мотив, который достоин быть изображенным. Художник ведь тем и отличается, что он находит в обыденной жизни что-то неповторимое и переносит на холст.   

Я до сих пор помню, как писал некоторые картины с этой выставки. Например, мотив с лодками. Раннее утро, вокруг тишина и покой, и вдруг в эту идиллию врывается лодка. Это приехал рыбак Степан, и его лодка была полна щук. Он мне позволил написать картину с его участием. В то время я уже находился в форме и мог быстро написать картину.

— Так сколько же вы пробыли в Сургуте? И почему вообще оказались на Севере?

— Точно не помню, сколько дней я здесь находился, максимум две недели. Это была целенаправленная творческая поездка. В 70-е годы в Сибири открыли нефть и газ и дали Северу вторую жизнь. Сюда молодежь направилась работать и изучать край, и я решил поехать. Купил путевку в Новосибирске, сел на пароход «Михаил Калинин» и поплыл вниз по Оби. Делал зарисовки и писал картины даже в дороге.

— С тех пор прошло почти 50 лет. Вы приезжали в Сургут еще раз, около 10 лет назад. Нет ли желания побывать в тех же местах и запечатлеть, как все изменилось?

— С прошлой поездки в Сургут, в 2009 году, у меня осталось одно очень яркое впечатление — я не мог и метра узнать от того города, который изображал в 1970 году. Все изменилось. В 2009 году я гулял по городу и сделал три работы, но на выставке их нет.

Работы, сделанные в Сургуте в период становления, ценны тем, что отразили моменты жизни города 50 лет назад. Это история, и мне приятно осознавать, что я к ней причастен. Это очень дорогая для меня коллекция, я даже помню, с какими эмоциями и с каком состоянии писал некоторые работы.


— Вы говорите, что работаете везде — в дороге, дома, во время путешествий. Есть у вас еще подобные проекты, которые со временем стали историческими?

— Нет, таких проектов, к сожалению, больше нет. Есть цикл картин о древнерусских городах — это моя страсть по сей день. Я работал и в Киеве, и в Великом Устюге, и в Ферапонтово.

— Планируете написать Сургут сегодняшнего дня?

— Я пишу всегда и отовсюду привожу новые картины. Если бы сейчас при себе были краски, то и тебя бы нарисовал (смеется).

— На выставке достаточно много портретов. Это рабочие, люди в форме, рыбаки, случайные прохожие-сургутяне. Вы с кем-то из них общаетесь? Знаете, как сложилась их судьба?

— Практически ни с кем из них я не знаком и даже имен не знаю. Это просто портреты, просто случайные люди, которые приехали в общежитие, где я остановился. Студенты и рабочие… их я и писал, они были не против. 50 лет назад я ведь тоже был молодым художником и мне хотелось как можно больше работать. К тому же, я считаю, что люди, как никто другой, отражают время.






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии