×
Культура
0

В Ханты-Мансийске работает выставка картин молодого Райшева


45 картин раннего творчества художника Геннадия Райшева впервые представлено в окружной столице. 

В Галерее-мастерской Геннадия Райшева открылась выставка из ежегодного проекта «Из творческого наследия». Экспозиция «Геннадий Райшев: Из творческого наследия. 1960 – 1970-е годы. Избранное» - одна из первых, посвященных 85-летию мастера. 
Отметим, что большинство представленных работ зрители увидели впервые. Это лишь часть коллекции, привезенной автором в новое здание Галереи-мастерской из Карпинска, где Геннадий Степанович работал до переезда в Ханты-Мансийск. В определенной степени выставка - продолжение экспозиции зала «Ранняя живопись». 
По словам, Натальи Федоровой, искусствоведа, когда отбирали работы, многие из этих картин сотрудники музея сами увидели впервые. 1960 – 1970-е годы - начало пути, время поисков и основа последующего развития в творчестве Геннадия Райшева. И этот период довольно многообразен и интересен как процесс интенсивного развития художника. 
Во время открытия Геннадий Райшев рассказал о картинах, и тех изменениях, которые происходили в его душе, благодаря творчеству. 
- Я вспомнил такой момент, мне надо было взять ружье и пойти поохотиться, вспоминает мастер. -И когда я взял ружье выстрелил и убил куличка, то после этого случая, я больше никогда не брал оружие. Когда-то это было жизненной необходимостью. А в тот момент это уже было убийство. Вот так изменяется человек, так он проходит жизнь, и из охотника становится нормальным человеком. Я не скажу, что охотиться не надо. Все еще есть культуры, которые занимаются охотой, но время проходит, а человеческий разум изменяется, и душа не приемлет вторгаться в природу и нарушать ее прекрасный гармоничный мир. 
На выставке представлены натурные пейзажи начала 60-х годов, выполненные в Шугозере Ленинградской области («Голубой март», «Две осины», «Первая зелень мая» - 1962), где в ту пору жил Райшев. Далее можно проследить путь от натурного рисунка и живописи в портрете, пейзаже, натюрморте к освоению разных художественных систем, воспринятых глубоко индивидуально. 

С середины 60-х годов, живя на северном Урале, в Карпинске, Райшев совершает поездки на родину, в Сивохребт – селение в устье реки Салым, при впадении в Обь. Многие последующие работы конца 60-70-х годов связаны с этими местами и в целом с «возвращением» к сибирским мотивам и образам, ставшим основой самобытного стиля и масштабного творчества художника. Этот новый период отличают панорамные композиции речного пространства («Лесная дева», «Орлиное гнездо», «Речка с глинистыми берегами»), фольклорные мотивы («Морошка-кашка»). 
-Это уникальная возможность увидеть ранние работы Геннадия Степановича, - поделилась впечатлениями Нелли Новикова, жительница Ханты-Мансийска. – Я их никогда не видела, но сразу узнала. Потому что там те же любимые дятлы, утки, домик в его родной деревне Сивохребт. У него космический взгляд на окружающий мир, который дан ему природой. Я думала, что возможность приподняться над суетой этого мира приходит со временем, с приходом мудрости, а у него это качество с молодости. Для меня это еще одно открытие.
Фотографии сюжета / 3 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии