×
Культура
0

В Сургуте открылась юбилейная выставка работ художника Виталия Горды

Говорить и писать о нем в прошедшем времени просто невозможно — он и сегодня живее всех живых. Ему не требуется ставить памятники, потому что они уже созданы его трудами. Еще при жизни он стал классиком, правильно поняв свое предназначение и свою эпоху…

Первый в Сургуте член Союза художников Виталий Горда приехал в наш город в 1970 году. Именно это время — исторических событий и свершений — художник запечатлел в своих работах. Выставка в «Стерхе» оказалась еще и ретроспективной (здесь представлены работы 1965 года, к тому времени Горда был уже известным книжным графиком в Украине) и выставкой его памяти, и мемориальной. И вот ведь какие совпадения: день открытия выставки — 1 марта  является также днем рождения галереи современного искусства «Стерх», а сам день рождения ушедшего художника — 25 марта отмечается в наши дни как День работников культуры. Что называется, неслучайная случайность.

В редакции

Виталий Николаевич по приезду из солнечного Харькова вошел в сургутское сообщество сразу же, и один из первых своих визитов он нанес в редакцию единственной тогда в городе газеты «К победе коммунизма» (ныне «Сургутская трибуна»). До сих пор помню, как это было. На пороге кабинета без всякого стука возник молодой человек — с пышной кудрявой шевелюрой, со смешинкой в голубых глазах. «Приближается праздник — газете, наверно, потребуется праздничный плакат на первую страницу?» — и лукавый прищур-вопрос. Я ахнула от удивления и радости: все праздничные клише ТАСС рассылал нам в пластмассовом варианте, небольшого размера, достаточно скучные. Виталий Николаевич предложил сделать плакат чуть ли не на всю страницу и — главное! — на местную тематику.

В семидесятых компьютерной графики не знал еще никто, и все работы Горды для газеты выполнялись с помощью кисточки и гуаши, которая дарит рисунку яркую глубину, насыщенность, энергичность. Ну а главный инструмент в этом случае — ножик, с помощью которого художник воспроизводил свой плакат на кусочке заурядного линолеума. Да, да, тщательно, кропотливо и очень даже неспешно он создавал — точнее сказать, вырезал на нем свои великие работы. И первый же первополосный плакат героя произведений Виталия Горды — молодой рабочий-богатырь на фоне нефтяной вышки и еще — снежинки, снежинки, снежинки, ставшие впоследствии непременным атрибутом всех его работ. Спустя годы художник впишет в новый герб Сургута снежинку, которую потом называли не иначе, как «нефтяная снежинка Горды».

Главный художник города

Но еще больше потрясали меня, как и всех горожан и гостей Сургута, плакаты Виталия Горды на торцах крупнопанельных пятиэтажек: на огромной плоскости стены, обращенной  к улице Энергетиков, однажды я увидела нефтяную вышку, изображенную в совершенно неожиданном ракурсе: буровая уютно пристроилась на мозолистой рабочей ладони. Представляете соотношение: рука, в ней вышка и… И больше ничего! До сих пор идут споры, почему художник избрал именно этот ракурс. 

А потом на тех же стенах появился плакат «Не для войны сыновей мы растим»: три женщины разных национальностей и рас бережно обнимают своих мальчиков. Потом — «Берегите свою землю…», «Ключ к богатствам Сибири — у тебя, строитель!» и многое другое, столь же первоклассное, как, например, памятник «Мужеству рыбаков Сургута». Размещенные на торцах тех самых типовых пятиэтажек, работы художника делали городской фон теплее, живее и красочнее. К тому же, будучи главным художником города, Виталий Николаевич предложил, чтобы стены городских домов красили в самые разные цвета — и в администрации с ним согласились. Эта традиция жива до сих пор.

— Сургут в те времена производил впечатление некоего города Зеро, но этот человек, несмотря на отсутствие, казалось бы, в глубокой глубинке большой и развитой цивилизации, достиг в своем творчестве того уровня, который и сегодня достаточно высокий, — поделился на выставке своим мнением художник Сергей Лозовой. — Горда не только в Сургуте был лидером в художнической среде, но и за пределами города и округа. Он был авторитетным, а еще — по-хорошему въедливым.

Из города Зеро — в город тепла

Попробую пояснить для читателя понятие «город Зеро», сложившееся в среде культурной общественности. Фильм абсурда Карена Шахназарова с аналогичным названием в 80-е годы рассказывал о командировке обычного человека в некий фантастический затерянный город. Расшифровок фильма много, в конце концов все сошлись на том, что фильм весьма точно предвосхищает процесс разрушения советского общества. При чем тут Виталий Горда, скажете вы? На мой взгляд, при том, что перестройка не смогла все-таки разрушить внутренний мир большого Мастера.  

— Действительно, Сургут поначалу был похож на тот самый город Зеро. А потом появились плакаты Горды серии «Сургут — город тепла». Нам говорили: да какой же он город тепла, когда у вас тут под минус сорок морозы?! И только такие подвижники, как Горда, сродни титанам эпохи Возрождения, смогли сообщить Сургуту столько тепла и солнечного света. Виталий Николаевич и сегодня с нами — с нами его энергия, тепло и талант, — подтверждает эту мысль известный в городе общественный деятель Ирина Сердюкова.

Персональные выставки Виталия Горды в Сургуте, Ханты-Мансийске, Тюмени, Харькове, Ужгороде, Риге, Чао-Яне (Китай), Залаэгерсеге (Венгрия), Раудерфене (Германия), Петрозаводске всегда имели большой общественный резонанс и пользовались популярностью у зрителей. Горда был серьезным мастером реалистического искусства. Именно ему был поручен социальный заказ города — создание портретной серии «Земляки», изображающей сургутян-подвижников, благодаря титаническим усилиям которых город на Оби стал известен во всем мире. Представленные на выставке портреты изумляют каким-то неземным светом, который излучают глаза, весь облик этих людей.

Последователи

Отдельная тема — открытие первой в регионе и крупнейшей по численности и творческому потенциалу специалистов художественно-оформительской мастерской, создание в 1971 году детской художественной школы — опять же первой в Югре. В 1996 году Виталия Николаевича захватила идея создания художественной студии для взрослых, и вместе с супругой Натальей Евгеньевной они реализовали задуманное. Идею поддержал Яков Черняк, в то время возглавлявший департамент культуры, молодежной политики и спорта, и вскоре студия «Ракурс» продолжила работу в качестве муниципального учреждения при департаменте культуры. В 2010 году не стало Виталия Николаевича, и студия была переименована в «Художественную студию имени Виталия Горды»; ее возглавила Наталья Горда, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Югры. Сегодня студия чрезвычайно популярна в городе, здесь собираются люди разных возрастов, профессий и социального статуса.

В свое время 12,5 тысячи сургутян поставили подписи под обращением к городской думе — присвоить звание «Почетный житель Сургута» Виталию Горде. Дума голосовала дважды, но так и не удовлетворила запрос горожан. Может, это была ошибка и пришло время ее исправить?

Выставка к 80-летию Виталия Горды в галерее «Стерх» продолжит свою работу до 31 марта.

Виталий Николаевич Горда (25.03.1939 — 22.07.2010) — первый профессиональный художник города Сургута, график, живописец, скульптор, педагог. Автор многих знаковых работ (памятник рыбакам Сургута, символика Сургута и Сургутского района и так далее). Член Cоюза художников СССР с 1977 года, главный художник города (1974–1985), Заслуженный деятель культуры Югры; награжден почетными знаками «За достижения в культуре» и «За заслуги перед городом Сургутом».






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии