×
Общество
0

ЖИВЕМ В МИРЕ И СОГЛАСИИ!

Россия – страна многогранная, с древней историей, полная самобытности

и уникальности. А сколько в России национальностей дивных, сколько людей

талантливых на земле русской… По статистике, в России проживают

представители более 180 народов: русские, украинцы, чуваши, башкиры, казахи,

белорусы… Второе место по численности занимают татары. На просторах

нашей Родины они проживают практически везде: от Тамбова до Омска,

от Перми до Кирова... Их в стране более пяти миллионов, в Пойковском – более

6 000. Предлагаем узнать этот замечательный народ поближе – культуру,

традиции, обычаи…

В Пойковском с 2001 года работает татаро-башкирское общественное объединение «Идель». На чем строится работа организации, кто входит в ее состав, о планах на будущее, традициях и обычаях татар рассказала руководитель объединения Гузель Аюпова.

По словам Гузель Анваровны, работа направлена на сохранение и популяризацию истории, особенностей быта и традиций, воспитание уважительного отношения к представителям разных национальностей, формирование культуры межнационального общения, организацию праздничного досуга населения. «Идель» тесно сотрудничает с мусульманской религиозной организацией Пойковского: для жителей проводятся встречи и беседы, на которых, помимо религиозного воспитания, объясняют верующим необходимость проявления уважения к другим вероисповеданиям и мирного сосуществования с разными народами.

Общественное объединение тесно взаимодействует с органами власти Нефтеюганского района, участвует в работе координационных совещательных органов, встречах, «круглых столах», где обсуждаются вопросы укрепления межнационального мира и согласия, гармонизации межрелигиозных отношений, профилактики экстремизма вНефтеюганском районе.

Ради сохранения национальных традиций и обычаев, позитивного восприятия этнического многообразия и интереса к другим культурам, в Центре национальных культур каждая общественная организация проводит день национальности. «Идель» – не исключение. В дни татаро-башкирской культуры всегда много желающих узнать секреты кухни, обычаи...

– В мастер-классе по нарезке лапши с удовольствием принимают участие люди старшего поколения и молодежь. Большой интерес у жителей вызывает дегустация национальных блюд – «кыстыбый», «чак-чак», «ичпочмак». Также пользуется вниманием выставка национальных костюмов, музыкальных инструментов, домашней утвари, – рассказывает руководитель «Идель».

Общественное объединение с радостью сотрудничает со СМИ. Как считает Гузель Анваровна, сюжеты и интервью, публикации о деятельности национально-культурных объединений позволяют в полной мере раскрыть культурный потенциал представителей всех народов, проживающих вНефтеюганском районе, демонстрировать опыт в осуществлении государственной национальной политики на территории муниципалитета.

– Наше общественное объединение стремится к тому, чтобы жители Нефтеюганского района и Югры не сталкивались с разделением людей по национальному признаку, жили большой дружной семьей, где главными ценностями являются взаимоуважение и добрососедские отношения, – подчеркивает Гузель Анваровна.

Руководитель общества говорит, что представители объединения, как и она сама, чтут традиции своего народа – соблюдают обычаи, говорят на родном языке. Татарская культура изумляет красотой и уникальностью от народного творчества и традиций до национальных костюмов и обычаев.

Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка: для молодежи обычно их шьют ярких расцветок, а для пожилых выбирают материал спокойных тонов. Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. У замужних дам головной убор закрывает не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Национальный костюм состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась расшитая безрукавка. Женский костюм отличался обилием украшений. Верхней одеждой служил казакин, а зимой – стеганый бешмет или шуба. Костюм отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, ювелирными украшениями, разнообразием обуви.

Наша героиня, как и многие ее современники, облачается в национальный костюм на различные фестивали, встречи и праздники. По мнению Гузель Анваровны, костюмы со временем стали ярче и наряднее.

Что такое татарская музыка, которая зовет в пляс всех, представители объединения знают не понаслышке – в состав объединения входят более 30 талантливых и целеустремленных людей, которые принимают активное участие в мероприятиях как вНефтеюганском районе, так и за его пределами. В их числе вокальный коллектив «Чишма» и танцевальный коллектив «Дуслык». Руководитель «Чишмы» ХатипГизатуллин неоднократно становился победителем окружных фестивалей гармонистов «Уйна, гармун». «Идель» принимает активное участие в фестивале национальных культур «Моя Россия», национальных праздниках Курбан-байрам и Ураза-байрам, Сабантуе, а празднование 1 Мая, 9 Мая, 4 ноября, Дня российского флага стало для них своеобразной семейной традицией.

В Курбан-байрам верующие обязательно посещают мечеть и раздают милостыню. 21 марта татары, как и все мусульмане, отмечают Навруз – весенний новогодний праздник равноденствия. В этот день принято веселиться от души – чем радостнее будет людям, тем больше даров они получат от природы.

– Наверное, самый известный национальный праздник – Сабантуй. Его широко отмечают и вНефтеюганском районе. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга», так как «сабан» – плуг, а «туй» – свадьба, – рассказывает Гузель Аюпова. – В современном мире обычаи и традиции нашего народа претерпели изменения, поэтому Сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало и проводится летом. По сути это яркое и веселое народное гулянье, напоминающее Масленицу: танцы, хороводы, состязания певцов, танцоров и обязательно угощение вкусными яствами!

Раньше этот праздник состоял из двух частей: сначала проводили сбор подарков, а потом наступал майдан. Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего Сабантуя, готовила богато украшенное орнаментом полотенце, которое считалось самым ценным подарком. На второй день проводились разнообразные состязания: прыжки в длину и высоту, бег, скачки. В них принимали участие только мужчины. Лучше всего определить, кто самый сильный, помогает национальная борьба на кушаках или полотенцах – куреш. Поединок продолжается до тех пор, пока один из борцов не будет повержен или не признает себя таковым. Тогда победитель признается батыром и награждается призом.

На Сабантуе веселятся все – кроме основных состязаний проводятся перетягивание каната, залезание на гладкий столб за подарком, шуточные конкурсы – бег с яйцом на ложке, бег в мешках, бои подушками или мешками с соломой... Завершается праздник танцами и угощением.

В татарских семьях рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят в основном из баранины, говядины и птицы, они сытные и вкусные. Татары – бывшие кочевники, поэтому они издревле научились заготавливать продукты впрок – катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз и коров. Любят представители татарского народа и различные бульоны, которые щедро заправляют зеленью.

– В качестве первого блюда обычно варим густой суп, например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют лук, морковь и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом, подают с молодым сыром – курутом и зеленью, – рассказывает Гузель Анваровна. – Из напитков предпочитаем чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собираем и сушим шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие травки. А выпечка у нас какая! Пироги сладкие, с мясом, разные сладости: чак-чак, мед, конфеты...

Представители татарского народа сохраняют традиции и в семейной жизни. Мама пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он – глава и все домочадцы ему подчиняются. Детям с детства прививается уважение к старшим, особенно к родителям, их учат помогать младшим, не обижать обездоленных. К замужеству девушек готовят заранее, учат стряпать, вести хозяйство...

– И в современном мире во время проведения свадьбы соблюдаются обычаи и традиции, заложенные нашими предками. Например, никах – обряд, совершаемый муллой в мечети или дома, – сегодня это дань уважения роду, юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе, – отмечает Гузель Аюпова. – После того как мулла объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. На свадьбе не пьют спиртное и не едят свинину, но угощают самыми вкусными и свежими блюдами. Как видите, любой праздник у нас сопровождается богатым угощением и весельем.

Традиции и обычаи нашли свое отражение в национальной литературе, которая имеет свою многовековую историю. Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско-таджикской поэзии, пользовались огромной популярностью среди татар, они вдохновляли татарских поэтов на создание литературы, получившей высокое развитие в XIV веке. Именно в этот период были написаны бесценные памятники средневековой татарской литературы: поэма «Гулистан» Саифа Сараи, «Хосров и Ширин» Кутби, «Мәхәббәтнәмә» Хорезми, прозаическое сочинение «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари. Художественная литература и поэзия постоянно развивались. Широко известными поэтами были Мухаммадьяр, Кул Шариф, УммиКамал. Поэмы Мухаммадьяр «ТөхфәиМәрдән» (Дар мужей), «Нуры содур» (Свет сердца) сохранились до наших дней.

Начало ХХ века считается временем зарождения новой татарской литературы, «золотым периодом» в национальном литературном процессе. Зачинателями стали прославленные мастера слова Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин. Облик литературы советского периода определяли прозаики К. Наджми, Г. Баширов, А. Шамов, И. Гази, А. Еники, Ф. Хусни, А. Абсалямов, М. Амир, чьи романы, повести и рассказы вызывали интерес не только у татарских читателей, но и во всем Советском Союзе...

Татарская литература прошла многовековой путь развития, в ней неисчислимое количество произведений, без которых невозможно представить национальную культуру.

– Я с детства помню стихи поэтов Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая. Тукай, будучи основоположником школы поэзии, заложил фундамент татарского языка и литературы, – говорит Гузель Анваровна. – Как отмечают библиотекари, произведения татарских авторов и сегодня пользуются популярностью у представителей разных народов. Радует, что современные татары сохраняют национальную культуру, традиции и рассказывают об этом тем, кто живет рядом!

Автор текста: Анастасия ЛАРИОНОВА   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии