×
Блоги

«Дух огня»: семнадцать мгновений весны

Так метко охарактеризовал XVII Международный фестиваль кинематографических дебютов один из его гостей.
В нашем неспокойном мире, где в огне войн полыхает Ближний Восток, продолжается кризис на Украине и накалена обстановка на Корейском полуострове, Ханты-Мансийский автономный округ стал настоящим оазисом искусства, где собрались ведущие режиссеры, актеры, операторы, представители продюсерского сообщества, живописцы и музыканты.
Не зря именно художникам присущ дар предвидения. Мастера слова и экрана видят, куда движется этот мир и как его можно спасти. И можно сказать, что поиску этих ответов была посвящена конкурсная программа фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». Это было видно уже и по составу жюри, и по фильмам, которые были отобраны, и по гостям, которые приехали в Ханты-Мансийск.
Возглавил жюри известный филиппинский режиссер Лав Диас. В его проникновенной речи на открытии фестиваля прозвучали слова о миссии человечества, деятелей искусства и «Духа огня» в современном мире.
– За несколько дней до полета в Ханты-Мансийск я приехал со съемок в Нью-Йорк к своей семье, – рассказал он. – И в это время окунулся в мир новостей. Я узнал, что, с одной стороны, Трамп и Ким Чен Ын договариваются о снижении напряженности на Корейском полуострове. Но, как стало известно впоследствии, эта встреча ни к чему не привела. С другой стороны, Индия и Пакистан находятся на грани 
войны. А это две ядерные державы!
Лав Диас подчеркнул, что прогресс, например летающие машины и другие достижения цивилизации, которые вот-вот появятся в ХХI веке, не решает главной задачи – создание мира.
– А мир может принести только культура, которая формируется именно на таких фестивалях, как «Дух огня», – резюмировал президент жюри.
Итак, идея фестиваля была сформулирована, озвучена и нашла живой отклик у гостей кинофорума, коллег филиппинского режиссера. Известный российский актер, педагог Игорь Ясулович поддержал Диаса и расширил список тех вещей, которые пропагандирует культура: дружба, любовь и ответственность.
– Я уже и забыл, что когда-то приезжал с постановкой в Ханты-Мансийск, – отметил актер. – Но мне об этом напомнил один из горожан, который подошел ко мне и сказал, что приходил на мой спектакль. Значит, мы работаем не зря!
Президент фестиваля Сергей Соловьев, в свою очередь, добавил, что в ежедневной гонке за новым важно не упускать самые важные и значимые вещи – традиции. В том числе и традиции русской культуры. 
Губернатор Югры Наталья Комарова акцентировала внимание публики на том, что кинофестиваль посвящен театру и кино, их взаимоотношениям, их связи. И внимание будет уделено тому, что формирует бережное отношение людей к семейным ценностям.
– Для нас важно то, что режиссеры, актеры рассуждают о мире, о том, кто и как создает условия для него, в чем его ценность. «Мир» в переводе с языков ханты и манси значит «люди, народ», – сказала глава региона.
Когда главное – остаться человеком
В каждом из фильмов рассказывалось о роли традиционных ценностей в нашем мире. Это была индийская сказка, исследование о быте, жизни коренного населения Бразилии, турецкий трактат о единстве всех вещей, семейная история из Аргентины и многое другое. Всего было 170 показов. Особый интерес представлял первый – и, будем надеяться, не последний – фильм на языке ханты «Хон юш. Путь от Оби». Его автор – ямальская журналистка Зинаида Лонгортова. Подробнее о ленте и ее создателях читайте в материале нашей газеты.
Фильм французского режиссера Вержиль Вернье «София Антиполис» вызвал особый интерес у жюри международного конкурса, а также у тех, кто успел посмотреть эту ленту. Наверное, лет двадцать-двадцать пять тому назад создателя фильма упрекнули бы в «антигуманности». Но главная мысль ленты о том, что технический прогресс без сохранения человечности несостоятелен, пришлась жюри по душе. И она очень созвучна нашему времени. Фильм оценили. По решению международного жюри он удостоен главного приза кинофестиваля – «Золотой тайги».
«Серебряную тайгу» присудили картине «Туманность мертвой лошади» турецкого режиссера Тарыка Акташа. «Бронзовая тайга» досталась сразу двум кинолентам – «Еще раз снова» режиссера Ромины Паулы из Аргентины и «Адам и Эвелин» Андреаса Гольдштайна из Германии.
Сам себе продюсер
Одним из первых на финальной пресс-конференции представили фильм режиссера Петра Стручкова из Якутии «Проклятый хомус». Автор определил его жанр как «хоррор». 
Лента рассказывает о молодой учительнице Сардаане, приехавшей в деревню работать по контракту. В местном музее она попадает под влияние зова древнего хомуса (народный инструмент, орган) из закрытого на замок ящика. К ней приходит видение, которое она не успевает осознать…
– Я сам занимаюсь фильмами довольно давно, около семи лет. С самого детства я был влюблен в кино, – сказал режиссер. – Друзей у меня в школе не было, и я подружился с фильмами. Стал изучать кинематограф. И когда был студентом, связался с ребятами, которые занимаются кино, и стал с ними работать. Работал монтажером, колористом таких фильмов, как «Костер на ветру», который участвовал во многих кинофестивалях. Сам решился снять фильм «Проклятый хомус». Бюджет фильма – собрали собственные деньги и поехали снимать в мою родную деревню, в домик, где я вырос. Все локации фильма – мои родные места.
Тут нужно сказать, что многие фильмы российской программы создатели делали за свои деньги. Были и сценаристами, и режиссерами, и актерами... Такой любви к кинематографу, наверное, не проявляли в свое время Чарли Чаплин, Френсис Форд Коппола, снимавшие фильмы исключительно на деньги продюсера.
Жюри оценило этот факт. И в результате «Проклятый хомус» получил главный приз российского конкурса «Цветы таежной надежды».
«Кастинг», фильм режиссера Игоря Стама, удостоился приза зрительских симпатий «Золотая тайга». Награду создателю вручила Настасья Кински. Нам это событие интересно еще и потому, что в его съемках принял участие наш земляк.
– Я актер, у меня нет режиссерского образования, – рассказал Игорь Стам.– Учился в Щепкинском театральном институте, окончил в 2005 году. Работал в разных театрах Москвы, в том числе в «Театре.doc». И материал фильма «Кастинг» – материал «Театра.doc». В 2010 году я поставил этот спектакль. И спустя восемь лет мы экранизировали эту историю. Что для меня важно – весь актерский состав фильма перешел из спектакля.
По словам режиссера, фильм финансировали сами создатели. Бюджет был довольно скромный. Но главный его ресурс и средства – люди.
– В команде были талантливые молодые кинематографисты, и позвал их Александр Хант. Наш земляк знаком зрителям по своим полнометражным картинам, где он выступил как режиссер, это «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Энский Робинзон», – продолжил Игорь Стам. – Мне повезло, что к моей работе в нужный момент подключился Александр, и, как выяснилось, по первому образованию он оператор. Саша видел наш спектакль когда-то в театре. И когда мы нашли локацию и начали подготовку к съемкам, у нас не было оператора. А Саша сказал: «Я знаю ваш спектакль и готов работать кинооператором». Это была большая удача! Он «подтянул» большую часть съемочной группы.
Теперь мы уже можем сказать, что за эту свою работу Хант получил главный «операторский» приз. 
Были открытия и в других номинациях, но, к сожалению, в рамках одной газетной статьи мы не сможем рассказать обо всех лентах и их создателях. XVII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» свою миссию выполнил. Фильмы и их создатели встретились со зрителями. И, будем надеяться, кинофорум в Югре, как всегда, станет хорошей стартовой площадкой для начинающих режиссеров, актеров, сценаристов.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии