Единственный в Сургуте пилот воздушного шара - о своем опасном, дорогостоящем, но зрелищном увлечении

Владимир Вертипрахов начал заниматься воздухоплаванием восемь лет назад, тогда же проходил обучение на пилота малой авиации. Официально статус командира воздушного шара сургутянин получил в 2008 году. С тех пор он покоряет небо российских городов в качестве участника самых различных соревнований и сборов. Совсем недавно он вместе со своей командой выступил на первом этапе Кубка России по воздухоплавательному спорту в Великих Луках, впереди – второй этап. В интервью «Сургутской трибуне» пока что единственный в городе пилот воздушного шара рассказал о том, с какими надеждами он едет на это первенство.

Победа над собой

- За восемь лет увлечения воздухоплавательным спортом вы становились участником многих соревнований. В числе последних – этап чемпионата России в Великих Луках. С какими достижениями вернулись домой?

- Соревнования проводятся каждый месяц, и, конечно, попасть на каждое - нереально, поэтому я стараюсь отдавать приоритет самым значимым. В этом году посчастливилось впервые работать с профессионально подготовленным штурманом, молодым парнем из города Кунгур Пермской области. Бесспорно, это помогло улучшить результат, к тому же появилось понимание более профессионального полета, ведь все годы до этого я летал один. За техническую часть полета отвечал штурман, а я старался выполнять соревновательные задания. Результат в турнирной таблице оставляет желать лучшего, зато я вырос в собственных глазах.

- То есть соперники были сильнее вас и вашего напарника и лучше справились с заданиями?

- Скажу сразу: соперников у меня нет. Главный соперник для меня – я сам, ведь часов налета (времени, проведенного в воздухе) у меня не так уж и много, поэтому и о конкуренции говорить пока рано. Каждый подъем – это преодоление себя, в первую очередь. А развивать навык помогают разборы полетов, глубокий самоанализ.

Как это бывает

- А как вообще проходят соревнования на тепловых аэростатах?

- Спортивные полеты проходят утром и вечером, в зависимости от погодных условий. Задания раздаются пилотам, как правило, в четыре часа утра. Их количество колеблется от двух до шести. Самым популярным является бросок маркера – мешочка с песком, к которому прикреплена длинная лента – в наземную цель. Обычно это крест из полотна размером 10 на 10 метров. Попадание в цель фиксирует измерительная команда. Все атрибуты прописаны в международных правилах, организаторы, как правило, лишь видоизменяют задания. Они, кстати, бывают даже виртуальными. Определенная точка в небе, которой дается условное название «Звезда», указывается в координатах, задача пилотов-воздухоплавателей заключается в максимально приближенном к ней полете. Запись выполнения такого задания ведется на логгере - устройстве, регистрирующем движение шара.

- Наверное, у этого вида спорта не так много зрителей – самое интересное с земли не увидишь…

- Настоящее зрелище – постановка аэростатов на площадях и стадионах. Яркий пример – фестиваль «Небесная ярмарка Урала» в Кунгуре. На его закрытии пилоты исполняют ночное свечение «танец слонов» – это синхронное движение шаров под музыку, обычно вечером, когда пламя освещает аэростат изнутри, и пилоты делают это в своем ритме и поочередно. Это целое культурное событие.

Страшно, но интересно

- Часто ли приходится попадать в экстремальные ситуации в небе?

- Случается. Вообще воздухоплавание принято считать экстремальным видом спорта. Фактически шар неуправляем, ведь движется он по потокам воздуха, а небо «многослойное». Поэтому можно лишь ловить различные направления воздуха в зависимости от высоты шара. Бывают и сдвиги ветра, завихрения, по этой причине запрещено летать после девяти часов утра и до семи часов вечера. Бывает, что пилотов несет на провода, это тоже смертельно опасно. Был и у меня экстремальный случай. Вылетев чуть позже остальных, попал в другой воздушный поток, ветер усилился, и меня понесло в другую сторону. К счастью, шар уцепился за ветки, с помощью местных жителей сняли с дерева оболочку, не порвав ее. Можно сказать, что отделался легким испугом.

- А как близкие относятся к столь опасному увлечению?

- Семья с трепетом следит за соревнованиями и моими полетами, все-таки небезопасное это занятие. Поэтому и отпускает меня на различного рода первенства всегда с трудом. Но на первом месте все-таки стоит вопрос времени и денег. На полеты уходит немалая часть семейного бюджета, в этом плане очень помогает Центр технических видов спорта Югры.

Непопулярное занятие

- Вы общаетесь с другими югорскими воздухоплавателями и коллегами из других регионов?

- Несомненно, во время тех же фестивалей, турниров и других мероприятий. Делимся опытом, наблюдениями, рассказываем байки. Вот, например, пилоты, катающие туристов, любят подшучивать над своими клиентами, наполовину опуская корзину шара в реку. Конечно, это совсем не опасно, но пассажиров шокирует. После полета, разумеется, они пребывают в восторге от испытанных эмоций. Ну а профессиональные секреты все, конечно, держат в тайне, у каждого есть свои. Воздухоплавательный спорт подразумевает одиночное плавание.

- Во сколько пилотам примерно обходятся полеты?

- Удовольствие не из дешевых. Только шар со стартовым оборудованием стоит минимум 1,5 млн рублей. К этой сумме нужно добавить расходы на обслуживание, проживание во время сборов, оргвзносы, стоимость газа для полетов – приличная сумма набегает. Хотя эти расходы окупаемы. Существуют фирмы и клубы, которые организуют пассажирские полеты. Пилоты в них получают стабильную зарплату. Корзины таких шаров рассчитаны на 16 человек, тогда как спортивная – только на трех пассажиров.

- А есть ли перспектива развития и популяризации этого опасного и дорогого вида спорта?

- Воздухоплавание развивается, количество спортсменов увеличивается, конкуренция между пилотами повышается, победители российских соревнований отправляются на заграничные фестивали и турниры. В Югре этот вид спорта развивается медленнее, чем в других регионах страны – не располагают погодные условия. Суровый климат не позволяет совершать частые вылеты, как в других субъектах. Совсем скоро я отправляюсь в Кунгур на второй этап Кубка России. А вообще же мечтаю совершить полет над Сургутом (полеты над городом на небольших высотах строго регламентированы, – прим. автора). Сегодня занимаюсь сбором всех необходимых для этого документов. У нашей федерации воздухоплавания есть девиз: «Живи высотой!» - которому все беспрекословно следуют. И я не исключение. 

1,5 млн рублей минимум стоит воздушный шар со стартовым оборудованием. Дополнительно оплачиваются техобслуживание судна, газ, оргвзносы за участие в различных соревнованиях

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Охота на батарейки продолжается!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.