Все дети включены

Как в Югре развивается инклюзивное образование
Автор текста: 
02.09.2015

К 2015 году инклюзивное образование должно быть

доступно в каждой пятой школе Югры.

Наталья Комарова, врио губернатора Югры

По статистическим данным, в нашем округе 6060 детей школьного возраста с различными нарушениями развития, в том числе 2262 ребенка­-инвалида и 3798 детей с ограниченными возможностями здоровья.

И наверняка каждый родитель, имеющий такого ребенка, мечтает, чтобы он жил полноценной жизнью, – ходил в хорошую школу, общался со сверстниками. Сегодня это становится все более реальным – число школ, в которых дети с ограниченными возможностями учатся вместе со своими обычными сверстниками, растёт с каждым годом. О том, как создается универсальная безбарьерная среда в Югре, читайте в нашем материале.

Школа должна уметь обучать всех

Об этом в своем недавнем интервью РИА Новости заявил заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов.

– Необучаемых детей не бывает. Мы должны гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения, – отметил Вениамин Шаевич.

Наш округ наряду с другими регионами стал пилотной площадкой для отработки моделей инклюзивного образования. В 2014 году создана универсальная безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в 40 общеобразовательных школах. Здесь наряду со здоровыми ребятами могут обучаться дети с двумя либо тремя видами нарушений. До конца 2015 года таких школ будет уже 66.

Одной из образцово-­показательных в этом ряду можно назвать школу № 42 города Нижневартовска.

– То, что мы стали обучать деток с ограниченными возможностями здоровья, сложилось само собой, –признается директор школы №42 Галина Гасымова. – Мы не ставили перед собой такую цель, просто изначально не боялись принимать этих детей в школу. Потом стали приходить их родители с радостными отзывами, что над детьми не смеются, а одноклассники даже наоборот – стараются помочь. Но скажу откровенно, с родителями здоровых детей все же приходится беседовать.

Чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, все педагоги школы, завучи, и сама Галина Гасымова прошли специальное обучение в Москве.

Сегодня в образовательном учреждении создаются условия для детей­-колясочников: расширены двери в лифте и в туалете, оборудован домофон на случай, если кому-­то понадобится помощь.

В этом году школа получила от округа оборудование для детей с нарушениями слуха, в прошлом году на окружные средства были закуплены ортопедические стулья для детей с ДЦП, которые надежно фиксируют ребенка, помогая ему принимать правильную позу. На эти же деньги закупили стол для инвалидов-­колясочников и столы для рисования песком и светом, чтобы снять у ребенка напряжение и развить его коммуникативные навыки.

– Приятно, когда наши особенные выпускники находят свое место в жизни. В школе обучался мальчик с нарушением опорно-­двигательного аппарата, который перенес множество тяжелых операций. Мальчик оказался гуманитарно- одаренным и, окончив школу, поступил в МГУ. Еще двое наших выпускников с ОВЗ работают в банке, – рассказывает Галина Александровна.

Сегодня школа № 42 делится опытом с другими общеобразовательными учреждениями и является обучающей площадкой для школ и детских садов.

В целом модели, которые используются в школах Югры, различны – все зависит от того, какой вид нарушения развития характерен для ребенка. Школьник может быть инклюзирован полностью, то есть посещает все уроки обычного класса, но учится и работает по своей программе. Он может инклюзироваться частично: какую-­то часть предметов изучает наравне с другими детьми, а какую­-то часть – также в школе, но по индивидуальной программе. Есть и вариант, когда ребенок часть предметов посещает в обычной школе, а часть – на домашнем обучении.

 

Дети с особенностями здоровья в Югре могут получать не только основное инклюзивное образование, но и дополнительное, а также заниматься спортом. О своем опыте рассказала Елена Арсений, мама ребенка-­инвалида:

– Мы с Надей жили в Свердловской области, на пятом этаже панельной пятиэтажки. С каждым годом мне было все труднее выводить дочку с тяжелой формой ДЦП просто на улицу, речь о каких­-то специальных занятиях не шла – их в нашем городе просто не было. Я поняла, что больше так не могу. Решала продать квартиру и купить дом. Долго выбирала между Екатеринбургом и Югорском, где живут старшие дочери. И все­-таки выбрала провинциальный Югорск. Для нас открылся мир новых возможностей! Оказалось, что в этом маленьком городке созданы все условия для моего особенного ребенка. Прямо рядом с домом находится спортивная школа «Смена», там мы познакомились с тренером по адаптивным видам спорта Степаном Приходько. Он предложил нам попробовать себя в новой игре – бочче. В первый же год съездили на первенство России, Надя увидела, что могут делать такие же дети, как она. На второй год мы уже попали в призеры. Затем поехали в олимпийский Сочи на Всероссийскую летнюю спартакиаду. Надя была просто в восторге, впечатлений масса, там она заняла третье место. В марте мы принимали участие в Первенстве России в Тульской области, взяли серебро. Теперь у Нади цель – занять первое место и попасть в сборную России.

Оксана Потоцкая, психолог Сургутской окружной клинической больницы:

– Каждый ребенок имеет право на образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) порой оказываются даже талантливее своих здоровых сверстников, им просто нужно дать шанс поверить в себя. В этом плане инклюзивное образование открывает перед ними большие возможности. Общаясь с обычными детьми, ребенок с ОВЗ проходит социализацию: учится общению, видит и перенимает элементарные навыки самообслуживания, получает адекватное представление об окружающем мире и в дальнейшем спокойно адаптируется в обществе. Инклюзивное образование приносит пользу и здоровым детям: они начинают с пониманием и добротой относиться к сверстникам, у которых существуют проблемы со здоровьем, стараются им помочь и, повзрослев, относятся к людям с ограничениями без опаски, как к обычным членам общества. Зачастую преграды создаем мы, взрослые, а дети гораздо добрее, чем мы думаем, просто нужно дать им правильный настрой. Есть мамы и папы, которые боятся отдавать малыша с ОВЗ в обычный детский сад или школу. Это не совсем правильно, ведь ребенку, выросшему в замкнутом пространстве, в дальнейшем будет тяжело адаптироваться в социуме. Вообще родителям ребенка, у которого есть ограничения, важно самим относиться к нему, как к обычному малышу, не нужно постоянно жалеть такого ребенка и замыкаться в четырех стенах. Нужно постараться сделать жизнь ребенка полноценной. Если есть возможность отдать такого малыша в детский сад либо в школу со здоровыми детьми, не нужно этого бояться. Совместный труд педагогов и родителей – залог успешной адаптации ребенка, а возможно, и блестящего будущего – ведь в необычном ребенке может дремать необыкновенный талант.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.