×
Общество
0

Послание о добре и человечности

– Нужно учиться раскрывать свои сердца, быть добрее и уметь радоваться жизни. Если вам трудно, пожалуйста, остановитесь на минутку и подумайте, что в данную минуту кому-­то намного тяжелее, чем вам. И тогда ваши проблемы просто исчезнут.

Вот посыл, с которым к зрителю обратился 12-­летний Кирилл Ярославцев, страдающий детским церебральным параличом. Болезнь не помешала ему стать главным героем микрофильма. Этот любительский фильм завоевал диплом победителя в конкурсе микрофильмов «ЧелоВечность», прошедшем в рамках XIV Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня», генеральным партнером которого выступает компания «Газпром нефть».

Выход мальчика на сцену КТЦ «Югра­-Классик» вызвал бурю оваций.

– Люди поверили Кириллу, поняли, насколько он прав, хотя я боялась, что зрители будут испытывать чувство жалости к ребенку­-инвалиду. А поделилась пережитым Лилия Асадуллина, автор микрофильма.

Рисуем мир айфоном

С каждым годом «Дух огня» все ближе к своему зрителю, который все больше приобщается к киноискусству. И повышенное внимание со стороны организаторов к конкурсам микрофильмов и короткометражек это подтверждает. В них могли принять участие все желающие, от любителей до студентов кинематографических вузов.

– Казалось бы, люди, которые создавали эти картины, ничего не умеют, и у них есть маленькая любительская камера или телефон, – поделился своими впечатлениями Петр Шепотинник, главный отборщик фестиваля. – Однако когда перед тобой возникает человеческая драма, она сама себя формирует, и запечатлеть ее можно с помощью простого телефона. Я считаю, что конкурс микрофильмов необходимо продолжать. В ваших руках самый демократичный из инструментов создания кино – ваши гаджеты. Если у человека есть талант, неважно, чем он рисует, – карандашом или айфоном.

Просветительскую миссию фестиваля озвучил полномочный представитель президента России в УрФО Игорь Холманских:

– Сегодня в нашей стране проводится множество фестивалей, но «Дух огня» особенный. Он не только дает возможность проявить себя молодым, начинающим талантам, но и играет важнейшую социальную роль, возрождает интерес к детскому кино и открывает мир людей с ограниченными возможностями здоровья.

Как подчеркнул представитель генерального партнера кинофорума, член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль, несмотря на все объективные экономические сложности, бизнес должен поддерживать такие социально значимые проекты, как «Дух огня», особенно учитывая объявленный в России Год кино.

Отметим, что для компании этот фестиваль стал юбилейным: нефтяники в десятый раз выступают партнерами главного культурного события Югры.

– Мы хотели бы продолжить эту традицию, оставаясь рядом с фестивалем и участвуя в формировании культурного контекста не только Ханты-­Мансийского автономного округа, но и всей Западной Сибири, – заявил Александр Дыбаль.

Добро объединяет страны

Еще одним лейтмотивом фестиваля стала благодарность взрослых детям за искренность, непосредственность и чистоту помыслов, которые делают этот мир лучше. О том, насколько ценен для взрослых детский взгляд на жизнь, говорила на церемонии закрытия и губернатор Югры Наталья Комарова.

– Вклад таких ребят, их рисунки и вообще конкурс микрофильмов вызвали колоссальный интерес к кинофестивалю. Впервые здесь чувствовалась такая концентрация детского творчества, нацеленная на взрослый мир. Она не могла не принести свои плоды. Это послание детей о добре и человечности, – сказала глава региона. – Не случайно на фестивале родилась идея создания единого кинопрокатного пространства стран БРИКС. Думаю, к следующему «Духу огня» мы сможем создать реальное творческое объединение кинематографистов стран БРИКС. Эти начинания нашего фестиваля станут хорошим гуманитарным прорывом в Год российского кино.

Как отметил Игорь Холманских, программа фильмов стран БРИКС действительно пример того, как культурное сотрудничество помогает представителям разных стран преодолеть пространственные и языковые барьеры, увидеть человека со всеми его эмоциями и внутренним миром.

Полпред подчеркнул, что организаторы не стоят на месте, каждый раз удивляя новыми подходами и новыми взглядами. Недаром считается, что кино – это связь в первую очередь между людьми.

С экрана – к зрителю

Кстати, Петр Шепотинник рассказал, что фестиваль подарил гостям и участникам настоящее погружение в современное кино. По его словам, работы дебютантов – совершенно особая статья, «они часто ошибаются, и им кажется, что они заново открыли Америку».

– Выделяются русские картины, – отметил Петр Шепотинник. – Может, они не такие яркие, как те, что побывали на фестивалях и получили большие призы, но мне кажется, современная молодежь пытается найти свой путь в кино. Молодым режиссерам надо стремиться к образцам лучших фильмов, при этом не перенимая стереотипы, а пытаясь отстоять свое авторское «я». Для меня важными критериями отбора фильмов на фестиваль были искренность и честность авторов пред собой.

Свою точку зрения на то, что сегодня представляют собой молодые российские кинематографисты, высказал победитель программы «Российские дебюты – 2015» режиссер фильма «Трагедия в бухте Роджерс» Филипп Абрютин.

– Сегодня режиссер­-дебютант – смелый, свободный кинематографист, который хочет вступать в активный диалог со зрителем. Мы приходим постепенно к тому, что молодой режиссер хочет пробиться к зрителю, а не снимать авторское кино в стиле артхауса. И он делает все для этого, например, пишет сценарии простым и понятным языком об общечеловеческих ценностях.

«Кипящие» на экране

Актерское мастерство участников кинофестиваля в этом году судили представительница советской школы киноискусства народная артистка России Алла Демидова и молодые актеры, недавно снискавшие популярность, Евгений Дятлов и Денис Шведов.

Как отметили представители актерского жюри, выбор дался им относительно легко.

– В нынешнее время все артисты хорошо владеют актерским мастерством, – пояснила со сцены Алла Демидова. – Все молодые актеры
научились играть естественно, но одинаково. И иногда лишь интонация, жест, какой­-то неожиданный поворот головы или необычная реакция выделяют актера из общей массы. И это очень ценно, ведь при температуре 99 градусов вода не кипит, а при 100 – начинает бурлить. И вот этот один градус очень важен в актерской профессии.

В итоге самыми «кипящими» были признаны Егор Корешков за работу в фильме «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» и Наталья Кудряшова за съемки в ленте «Пионеры­герои». Игра актеров в этом фильме удивила и порадовала многих. Особенно зрителю приглянулась юная звезда «Пионеров» Варвара Шаблакова. Неудивительно, что это отметили не только профессиональные артисты, но и партнеры кинофестиваля. От них Варя получила специальный приз генерального партнера «Духа огня» «За сохранение культурных традиций». Варвару признали юным дарованием, которое является воплощением лучшей школы отечественного детского кино.

– У нее впереди большое будущее, – уверен и. о. генерального директора «Газпромнефть-­Хантоса» Михаил Черевко.

Как позже призналась юная актриса, она вовсе не ожидала такой высокой оценки со стороны взрослых:

– Конечно, я очень обрадовалась, эмоции переполняют меня. Мы с героиней Катей очень похожи, эта девочка такая озорная. И я тоже. Видели бы вы меня дома!

По словам маленькой артистки, тяжелее всего ей далась сцена принесения пионерской клятвы, где нужно было заплакать. Но в итоге у Вари все получилось.

Таёжный роман

Получилось все в тот вечер и у обладателей главных призов кинофестиваля. Борьба за них шла нешуточная. Подборка лент в этом году обещала жаркие споры между членами международного жюри. Тем не менее к окончательному решению киноарбитры пришли единогласно. В итоге «Бронзовая тайга» досталась фильму «Мост» режиссера Наура Гармелии, который также написал сценарий картины.

– Я был впечатлен и взволнован «Мостом» настолько, что просто рыдал в конце, – пояснил решение жюри сценарист и продюсер Ермек Шинарбаев из Казахстана, который ради шутки обратился к гостям церемонии закрытия на французском. – Эта лента равноценна тем, что заняла второе и третье места. В конце концов, кино – это искусство, которое затрагивает душу, сердце, заставляет работать мозг, и этот фильм именно такой.

«Серебряная тайга» вполне ожидаемо поедет в Гватемалу, откуда родом создатель ленты «Вулкан Ишканул» Хайро Бустаманте. В этой скромной картине жюри смогло увидеть тонкое сочетание поэтического и повествовательного, которое очень сложно воплотить на киноэкране.

– Эта непритязательная картина была снята в маленькой стране, где делать кино гораздо сложнее, чем в России, – сказал сценарист, член международного жюри фестиваля из Чили Себастьян Аларкон. – «Вулкан» был создан без участия профессиональных актеров, с коренными жителями Гватемалы. Уверен, представители племени какчикелей, узнав о том, что фильм получил второй приз, откроют карту мира и обязательно найдут в далекой России город, начинающийся на «Ханты­…», дальше им просто не понять.

Как пояснила нам актриса Мария Мерседес Крой, картина снималась на родном языке племени, которое не говорит на государственном языке Гватемалы – испанском. А теперь, благодаря режиссеру Бустаманте, о них узнает весь мир. Кстати, название вулкана Ишканул переводится как «огонь». Так что картина с таким именем просто обязана была получить приз на кинофестивале «Дух огня».

Главный же приз «пылающего» фестиваля «Золотая тайга» достался исландцу Рунару Рунарссону за картину «Воробьи». Награду ему вручила испанка Изабель Койшет, председатель международного жюри, которая пояснила, что этот фильм стал для зрителя приятным открытием. Все члены жюри увидели в картине урок: мы, взрослые, очень многому можем научиться у подростков и детей.

– Я очень рад этой награде, которая много для меня значит, – признался со сцены режиссер-победитель. – Надеюсь, «Золотая тайга» станет для меня отличной мотивацией делать кино и дальше.

Закрывая XIV Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня», его бессменный президент Сергей Соловьев напомнил всем о том, что четыре года назад на этой сцене Олег Янковский зажег свечу – символ «Духа огня» – и пронес ее в своих руках, как когда-то в фильме «Ностальгия» Андрея Тарковского.

– Вот такой ненадежной вещью, как человеческая рука, он защищал этот огонь, – вспоминал Сергей Соловьев. – За 14 лет мы, как могли, старались продолжить это великое дело и защитить этот трепещущий огонек. Надеюсь, что мы будем его хранить и никому не отдадим.

В этот день сюрпризом для всех стала награда, которая за 14 лет никому еще ни разу не досталась, – приз президента фестиваля «Цветы таежной надежды». Сергей Александрович вручил его съемочной бригаде фильма «Тряпичный союз» российского режиссера Михаила Местецкого.

– Мы президентским советом договорились вручить этот приз картине, которая будет исключительно отвечать душевному запросу кинофорума. И такая картина случилась, она отвечает на главный вопрос фестиваля этого года: «Человек, ты кто?» Особенно приятно, что фильм создали молодые ребята из России.

История кино продолжается

О том, что Ханты-Мансийск уверенно занял место в истории отечественного кинематографа, рассказал Сергей Соловьев на открытии фестиваля, представляя ведущих церемонии.

– Представляю вам свою ученицу Ирину Балкову. Она поступила на бюджет сама. Лишь после принятия решения о ее зачислении я спросил, откуда она. Ирина ответила, что из Ханты-Мансийска… За время работы с Ириной я понял, что таких, как она, – самобытных, ярких и талантливых – в вашем регионе очень много. И не случайно «Дух огня» появился именно на этой земле и проводится в который уже раз в этом, можно сказать, «намоленном» зале, – подчеркнул Сергей Соловьев.

По словам Ирины, в Ханты-Мансийске она училась в гимназии № 1 и там же с седьмого класса начала заниматься в театральной студии «Импрессио», которую возглавляла Ирина Потапова.

– Она сумела передать мне эту искру – любовь к театру и кино, заставила поверить в свои силы. Сначала после школы я поехала поступать в Санкт-Петербург, поступила в четыре вуза, но среди них не было именитых институтов. Мне же хотелось учиться в лучшем актерско-режиссерском вузе страны. В итоге я рискнула и поехала в Москву сдавать экзамены. Они проходили в несколько туров, каждый раз я поездом ехала ночь, утром сдавала экзамены и возвращалась в Северную столицу в тот же день. А когда мне сказали, что я поступила во ВГИК, первым делом позвонила маме в Ханты-Мансийске и сообщила, что поступила на бюджет в самый лучший вуз страны. Она не поверила. Лишь потом призналась, что заплакала от счастья за меня. Ведь это было огромным риском – можно было остаться ни с чем. Но я верила в свою звезду, свой талант – что очень важно в нашей профессии, – рассказала Ирина Балкова.

Дебют Ирины на большой сцене в родном Ханты-Мансийске прошел удачно. Возможно, через несколько лет мы увидим ее среди победителей нашего кинофестиваля. А вместе с ней засияют яркими звездочками в мире большого искусства другие юные участники конкурсов «Духа огня».

Фотографии сюжета / 3 фото

Теги статьи: #«Дух огня»

Автор текста: Анастасия Чупрова   Автор фото: Артур Борисов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии