Открытая школа. Для каждого

Автор текста: 
03.09.2015

Одной из важнейших тем, которая обсуждалась во время окружного съезда педагогов, стало развитие инклюзивного образования. Педагоги, директора общеобразовательных и специализированных школ, эксперты попытались найти ответ на вопрос: как обеспечить качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в свете новых государственных общеобразовательных стандартов, какие проблемы в этой сфере существуют сегодня и каким образом их можно решить.

Инклюзия для всех?

А проблем, действительно, немало. Начиная с социальной интеграции семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями. Часто родители не могут принять своего ребенка таким, какой он есть. Как правило, эти семьи находятся в глубокой стрессовой ситуации, не всегда понимая свои права и свои обязанности, в результате чего оказываются неспособными сделать здравый выбор: что действительно принесет пользу ребенку, а что – вред. К примеру, требуют принять ребенка с умственными отклонениями или физическими ограничениями в обычную школу или детский сад, уверенные, что инклюзивное образование будет способствовать его лучшей социализации. Однако не для каждого ребенка это может быть лучшим вариантом.

– Утверждение, что инклюзия может быть реализована даже для тяжело больных детей, – это в корне неверный взгляд на инклюзивное образование, – уверена Елена Ушакова, заместитель директора Института социального образования и комплексной реабилитации государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», кандидат педагогических наук.

– Такой подход может нанести серьезный вред и даже привести к дезадаптации ребенка.

Мы должны понять, что инклюзивное образование подходит не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, во многих случаях большую пользу принесет специализированное образовательное или реабилитационное учреждение. Родители же не имеют достаточных знаний для качественной оценки возможностей своего ребенка. Поэтому необходимо помочь им правильно выбрать образовательный маршрут, который будет максимально полезен ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Если же образовательный маршрут выбран неверно, считает эксперт, то от родителей школа получит разочарование и претензии, от детей – социальную и школьную дезадаптацию, а от педагогов в лучшем случае – формальный подход к работе, а в худшем – уход из профессии.

Педагоги нового формата

На круглом столе был разобран показательный случай из педагогической практики. Весной в школах прошли федеральные проверочные работы в четвертых классах. Дети с ограниченными возможностями здоровья писали контрольные на восемь листов наравне с обычными учениками. Учителям было искренне жаль особенных школьников. Как их оценивать, а может – необходимо было дать совершенно другую контрольную работу?

Разъяснения дала Антонина Урсу­Архипова, начальник управления государственной политики в сфере общего образования департамента образования и молодежной политики Югры:

– Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог учиться и учился по программе массовой школы, то учителя должны были за четыре года научить его тому же, чему и других детей. Если же вы видели, что ребенок не может заниматься по общей программе, то должны были инициировать прохождение им психолого­-медико­педагогической комиссии (ПМПК), которая бы рекомендовала ученику адаптированную программу, и соответственно контроль знаний такого школьника был бы иным.

Описанная ситуация показательна и указывает на другие две проблемы «образования для всех» – подготовку кадров и оценку качества инклюзивного образования. Для того, чтобы обучать класс, где есть обычные дети и ребенок – а может и два­три – с ограниченными возможностями здоровья, учителю нужно владеть соответствующими коррекционными методиками и техниками преподавания своего предмета. Кроме того, педагог должен уметь оценить возможности каждого особого ребенка и адаптировать образовательную программу, исходя из этих возможностей. При этом необходимо использовать дифференцированную систему оценивания результатов усвоения образовательной программы.

Разработать систему оценки качества инклюзивного образования – это одна из первейших задач, которая сегодня стоит перед педагогическим сообществом. Без этого невозможно оценить как достижения ученика, так и вклад педагога.

Учебник как компас

Качественная работа учителя невозможна без качественного учебно­методического обеспечения. Об этом говорил Сергей Сацевич, руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, доцент. Ведь учебник – это первый помощник учителя, его компас, указывающий верное направление образовательного маршрута.

– Когда говорят, что инклюзия не для всех, я не могу согласиться, – признался Сергей Вильевич. – Может быть, не ребенок не готов к инклюзии, а эта конкретно созданная инклюзия не подходит данному ребенку? Наша задача разработать специальные адаптированные образовательные программы для разных детей, выпустить такие учебные пособия, которые позволят учителям качественно обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Учебники, которые мы имеем сегодня, по большей части устарели. Давно не издаются учебники для слабовидящих, в силу малотиражности издания – это дорого. Учебники для детей с нарушениями слуха лежат на складе и пропадают, школы не закупают их – очень дорогие. Для школы восьмого типа ко всем учебникам изданы тетради – их не берут, не хотят лишних затрат. Поэтому помощь государства в издании таких учебных пособий крайне необходима, издательства попросту не могут позволить себе эти разорительные траты.

Вот и получается, что развитие качественного инклюзивного образования возможно, но для этого необходимо проделать огромную подготовительную работу, обеспечив правильные условия. А это и создание безопасной среды, в том числе и психологической, в которой будет находиться ребенок, и разработка различных учебных программ, издание учебно­методической литературы, серьезная работа по подготовке педагогов нового формата, переобучению, организации повышения квалификации учителей.

Но главная и самая важная задача – изменить отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья: мы должны научиться принимать тех, кто на нас не похож, кто инаков. И не только на словах признавать, а делом доказывать, что все люди имеют одинаковое право на жизнь, образование, счастье.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
25
26
27
28
29
30
1
 
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
 
 
 
 
 
 
 
9
10
11
12
13
14
15
 
 
 
 
 
 
 
16
17
18
19
20
21
22
 
 
 
 
 
 
 
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
 
 
30
31
1
2
3
4
5
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Выставка "Югра глазами детей"
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Подписка на газеты
Авторизация
АиФ-Югра
Опрос

Что может защитить интересы потребителей?

Что может защитить интересы потребителей?
Эффективный контроль надзорных органов
55% (22 голоса)
Рыночная конкуренция
25% (10 голосов)
Ничего
20% (8 голосов)
Всего голосов: 40

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Силин Никита Александрович
Дизайн рекламы: Вахламов Антон Сергеевич Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.