Единственная в Югре Нижневартовская санаторная школа стала ресурсным центром по обучению детей — аутистов

Автор текста: 
03.10.2016

В этой необыкновенной школе много такого, чего не увидишь в других. Например, повсюду развешены наклейки- указатели с названиями: стена, шифоньер, дверь. Столы для первоклашек расставлены так, что дети сидят лицом к стене и совершенно обособлено от одноклассников.

-Здесь занимаются дети с расстройством аутистического спектра. Это ресурсный класс и создан он для того, чтобы включить ребят в жизнь обычных сверстников. Подсказки-наклейки — это тоже не случайно: у таких детей повышенный уровень тревожности, что выливается в стрессы. Когда малыш знает, что за чем следует, он спокоен, - поясняет заведующая центром по работе с детьми-аутистами Наталья Карсакова.

В нужное время в нужном месте

Теперь понятно, почему у рабочего стола Алана Линкера прямо напротив его глаз расположена наклейка с подсказкой, что ему делать после урока чтения. Идти на музыку, а потом — в столовую. Сегодня в санаторной школе уже два таких ресурсных класс: первый и второй. В них обучаются всего по 5-6 ребят. Те, кто успешно окончит второй класс, перейдет в массовую школу, у кого этого не получится, будут обучаться на дому, посещая в школе наиболее успешные уроки: у кого-то это музыка или окружающий мир, а у кого-то математика. Таким образом малыш получит социализацию в детском коллективе. Этот новое направление в педагогике, в Нижневартовске в подобном режиме работают только педагоги санаторной школы.

-Главные проблемы детей с расстройством аутистического спектра - социализация и коммуникация,они не желают общаться, им этот мир не нужен, потому что у них есть свой. Поэтому стараемся научить их жить в обществе, решать бытовые проблемы, принимать нормы поведения сверстников. Этому же учим и родителей,- говорит Наталья Дмитриевна

Андрей Константинов благополучно отучился в ресурсном классе и теперь он ученик второго класса массовой школы. Мы познакомились с ним в школьной библиотеке, где шустрый мальчуган успел почитать, выбрать книгу, поиграть в шахматы и подобрать материал для нового проекта по литературе.

- Для родителей школа с инклюзией - единственная возможность вытащить ребенка-аутиста в общество. Сын раньше вообще не разговаривал со сверстниками, сейчас же полдня совершенно самостоятелен и активно общается с ними. Нам повезло: таких специалистов и таких условий для восстановления наших детей не создано нигде. Люди переезжают жить в Нижневартовск по этой причине,- делится мама- Наталья Константинова.

Лучше делать, чем не делать

Через месяц санаторной школе исполнится 20 лет, и основная часть коллектива остается в ней со времени основания.

- Мы вместе начинали школу, и потом, когда стали вводить инклюзивное образование, коллектив в полном составе получил второе образование в области коррекционной педагогики и психологии. Сейчас все вместе учимся на тифлопедагогов, потому что никто не знает, с какими проблемами ребенок придет в ваш класс завтра. Не скрою — трудно, но остаются те педагоги, кто поддерживает идеи инклюзии, кому не безразлична судьба детей с ограниченными возможностями здоровья,- делится Марина Еременко, заместитель директора по учебной работе.

Тифлопедагогика — это уже реальность, поскольку в школу пришли тотально слепые дети. Чтобы обучение их проходило успешно, закуплено множество приспособлений, программ, дорогостоящих компьютеров. В классе, где сосредоточено все это богатство — всего одна ученица. Алина Солдатенко усердно постигает грамоту по Брайлю. Своими чувствительными пальчиками рассматривает картинку с ежиком. Девочка, которой не повезло при рождении, кроме того, что она вынуждена передвигаться в коляске, так еще и тотально слепая, по словам учительницы, не только научится читать, но возможно будет заниматься в массовом классе. Уже сегодня она ходит на уроки музыки и в будущем будет посещать окружающий мир. А еще Алина вместе с мамой выходит на большую публику в городском дворце культуры и читает стихи.

Кстати, дети- аутисты тоже пробуют себя в роли артистов, выступая в ансамбле лошкарей «Дети дождя».

-Лучше что-то делать, чем ждать, что этим займутся другие. Вот мы и делаем,- говорит директор школы Махомат Ишибаев.- По запросу родителей инклюзивным образованием мы занимаемся шестой год. Из 230 детей 54 — дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть каждый пятый.

Разумеется, для них нужно создавать такую среду, которая включает в себя архитектурную и образовательную доступность.

О настоящем и будущем

Нынче накануне нового учебного года санаторную школу посетила губернатор Наталья Комарова и лично могла убедиться в оснащении ее самым современным оборудованием. Здесь все предусмотрено для того, чтобы жизнь и учеба ребят были комфортными. Помимо поручней, пандусов, подъемника, обеспечивающих безбарьерную среду, имеется медицинский блок с кабинетами для физиопроцедур и адаптивной физкультуры, соляная камера. В столовой приобретена особенная мебель и посуда в виде ярких тарелок и чашек из прочного пластика на присосках, а столовые приборы можно зафиксировать на руках с помощью специальных ремешков. В школе сформирован институт тьютеров из числа педагогов, которые не только сопровождают детей, но и помогают им в образовательной деятельности. Познакомившись с колективом школы, глава региона подчеркнула: «Инклюзивное образование необходимо развивать, и учителя должны быть готовы принимать особенных детей»

Учителя Нижневартовской санаторной школы, похоже, этот рубеж прошли и теперь на пороге того, куда, в какую среду выпускать тех, кто задумывается о выборе профессии.

- Нам нужно выстраивать систему профориентационной работы для того, чтобы дети по окончании 9 классов имели возможность определиться: или продолжать обучение в 10-11, или поступать в специализированное учреждение профессионального характера. Пока, к примеру, в городе не было прецедентов дальнейшего обучения тотально слепых детей, но уже звонили из медицинского колледжа и узнавали, когда у нас будет выпуск. Там планируют открыть для них отделение массажистов,- делится планами Махомат Мухарович.

Еще здесь намерены как можно раньше начать работу по социализации дошколят- аутистов, а для этого необходимо иметь полное доверие родителей. «В каких организационных формах будет выстроена эта работа, мы пока не знаем, но работаем в этом направлении,- признается директор санаторной школы.

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.