×
Общество
0

Отчёт об отчётах

Как в Югре снижают бюрократическую нагрузку на учителей


В октябре 2016 года все школы округа перейдут на электронные журналы. Но избавит ли это педагогов от необходимости писать разнообразные отчеты? Губернатор Югры Наталья Комарова повторно поручила профильному департаменту детально проанализировать объем бумажной работы учителей и исключить лишнюю нагрузку.

Бумаготворчество переходит на новый уровень

Напомним, в сентябре 2015 года на окружном педагогическом съезде Наталья Комарова дала поручение принять меры к снижению бюрократической нагрузки на педагогов. На днях в рамках заседания общественного совета при губернаторе Югры по реализации «Стратегии социально-­экономического развития округа – 2030» чиновники рассказали, как выполняется данное поручение.

– В июне 2015 года Югра вошла в число 36 пилотных регионов, получивших федеральную субсидию на реализацию проекта по созданию регионального сегмента федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным программам. Сегмент создан и внедрен во всех образовательных учреждениях, сейчас ведется его наполнение. Ввод в эксплуатацию запланирован на октябрь 2016 года, – сообщила директор департамента образования и молодежной политики Любовь Ковешникова.

Она отметила, что цель создания региональной электронной системы учета обучающихся – получение источника достоверных данных по различным направлениям: от числа родившихся до их образовательных траекторий, электронных портфолио и всей информации, которая зачастую запрашивается у учреждений образования. Перевод на электронные журналы является частью этого сегмента.

Теперь каждый родитель может посмотреть успеваемость и домашнее задание своего ребенка, зайдя в личный кабинет на портале госуслуг.

За время опытной эксплуатации в личном кабинете зарегистрировались более семи тысяч родителей. В 2015 году поступило 92 300 заявок на получение данных услуг. Лидерами по использованию электронного журнала стали родители из Нижневартовска, Нефтеюганска, Ханты-­Мансийска. При этом в ряде муниципалитетов зафиксированы единичные случаи, когда родители заглядывали в электронный дневник своего ребенка.

И дело не в том, что родители не проявляют интереса к обучению детей. Форма получения электронной услуги слишком громоздкая: чтобы добраться до оценок ребенка, родителям приходится пройти целый ряд «шагов», причем делать это приходится для каждого предмета в отдельности и при каждом обращении за услугой.

Любовь Ковешникова признала, что форма получения услуги не самая удобная.

– До 1 мая «Ростелеком» доработает портальную форму, – пообещала директор департамента образования.

Она также заверила, что введение электронного журнала действительно сократило бюрократическую нагрузку на учителей.

– Девять из десяти отчетов, которые мы запрашиваем, могут формироваться администрацией школы без участия педагога с помощью электронного ресурса.

– Из вашего доклада следует, что как занимались, так и будем заниматься бумаготворчеством, но переведем это в современный формат и тем самым попробуем сэкономить, – с иронией резюмировала Наталья Комарова.

Плюсы и минусы

Стоит отметить, что редакция газеты «Новости Югры» провела собственный мониторинг снижения бюрократической нагрузки на педагогов, итоги которого общественному совету и губернатору представил главный редактор издания Владимир Меркушев.

– В январе силами редакции мы провели экспертный опрос учителей и членов общественного совета при департаменте образования. Были опрошены 30 человек из 11 муниципальных образований – Ханты-­Мансийска, Нижневартовска, Сургута, Урая, Лангепаса, Нефтеюганска, Белоярского, Когалыма, Мегиона, Нягани, Октябрьского района. Почти половина опрошенных считают, что электронные дневники, журналы и электронная документация только удвоили нагрузку, – отметил Владимир Меркушев.

Из плюсов электронных журналов, дневников и электронной документации опрошенные назвали автоматический подсчет статистки, возможность легко исправить ошибку, быстрое оповещение родителей, быструю отправку документов по электронной почте.

Из минусов – несовершенство системы, отсутствие доступа в интернет у части родителей, необходимость вести и бумажный, и электронный журнал.

– В части школ округа отказались от бумажных журналов, – констатировал главный редактор «Новостей Югры». – Подобные отзывы есть из Нефтеюганска. Там, где это произошло, оценки исключительно положительные. Там, где этого не произошло, получилось удвоение нагрузки. Например, мы получили отзыв из Белоярского, где нам сообщили, что электронная система очень удобна, хочется перейти скорее на нее полноценно, но пока не дают разрешения.

Очевидно, что все эти замечания вызваны переходным периодом, и когда система заработает в полную силу, отпадет необходимость дублировать информацию в бумажном журнале, плюсы его электронного варианта перевесят минусы. А для родителей, которые не могут по разным причинам получать такие электронные услуги, оценки детей будут распечатывать и вклеивать в дневник.

Но только электронный журнал не может решить всех проблем. Ведь, помимо его заполнения, педагогам приходится составлять отчеты, мониторинги, писать программы.

– Думаю, настал тот момент, когда нужен очень четкий регламент, перечень информации и отчетности, которая должна запрашиваться от школ и от учителя. Чтобы учитель не готовил информацию – сколько детей сходили на спектакль. Полученная информация обязательно должна где-­то использоваться, иначе зачем она нужна? Когда будет проработан этот регламент, будет и результат, – высказал мнение Валерий Салахов, директор сургутской гимназии.

Поручение пока не выполнено

Заслушав отчет чиновников, мнение общественников и педагогов, Наталья Комарова дала оценку проделанной работе:

– Возможность перевести бумажную нагрузку в электронный вид – это один блок работы, но второй блок, и он главный, с него надо начинать – проанализировать объем этой нагрузки, до какой степени он рациональный, тот, который вообще требуется для того, чтобы управлять отраслью? Есть такие запросы, которые являются излишними. Как по адресу, так и по набору данных. Сначала это нужно определить. От какой отчетности следует вообще отказаться? Если излишними являются федеральные запросы – инициируем обращение в министерство образования и аргументируем свое мнение. После этого оставшийся массив нужно перевести на современные носители, современные способы сбора информации, аналитики и использования ее. Этого в вашем предложении нет. Хотя поручения я дала четыре месяца назад. Но эту аналитику мы не увидели, а без нее мы не можем действовать далее.

Также губернатор поручила проанализировать межведомственный документооборот и закрыть доступ к запросам на получение информации у школ ведомствам, которые не вправе ее использовать.

«Новости Югры» будут следить за тем, как выполняется поручение главы округа.

 

Корреспонденты «Новостей Югры» узнали мнения педагогов из разных муниципалитетов о загруженности бумажной работой и собрали ряд пожеланий, какие меры еще можно принять в этом направлении.

1. Нецелесообразно каждый год писать одну и ту же рабочую программу, которая занимает до 200 страниц на каждый предмет, когда можно изменить лишь календарно-тематическое планирование.

2. Нет должного взаимодействия между структурными подразделениями. Зачастую информацию приходится дублировать в нескольких вариантах и в больших количествах. Стоит подумать, как объединить дублирующие друг друга мониторинги в одну форму.

3. Существует несколько видов квартальных отчетов, которые создаются в форме таблиц. Данные, закладываемые в них, практически не меняются, все таблицы идут с цифрой ноль. Но школам раз за разом приходится сдавать все десять таблиц с нулями. Хотя можно ограничиться одной фразой – «в таком-то отчете за такой-то квартал данные не изменились».

4. Необходимо присылать запросы заблаговременно. Иногда документы запрашиваются со сроками «сдать вчера», или письмо с запросом приходит в 12 часов дня, а предоставить ответ на него нужно до 13:00. Все это выбивает специалистов, педагогов из рабочего процесса. Ведь вместо того, чтобы с детьми разговаривать, обучать их, учителя погружаются в этот бесконечный документооборот.

Теги статьи: #Электронные журналы

Автор текста: Наталья Пивоварчик   Автор фото: Наталья Анадеева

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии