×
Аналитика
0

Как детям мигрантов помогают преодолеть межъязыковые барьеры

Более трех тысяч детей мигрантов из разных государств пополнили школы Югры. Пятая часть таких первоклашек не знала русского языка. Помочь им освоиться в русскоязычной среде призваны  центры культурно-языковой адаптации, открытые на базе  двадцати шести общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Учебный год подходит к концу, и уже можно делать выводы, насколько успешно продвигается работа в этом направлении.  
Сегодня в Югре проживает чуть более четырех тысяч детей мигрантов, большинство из них  обучается в школах. По статистике двадцать процентов приезжих детей либо слабо знакомы с русским языком, либо  вовсе им не владеют. 
Для таких ребят в образовательных организациях округа разработаны индивидуальные учебные планы,  созданы специальные условия обучения и воспитания с целью устранения межъязыкового барьера.  В Нижневартовске учреждено  два центра культурно-языковой адаптации  - в одиннадцатой и девятнадцатой школах. Здесь детей учат общаться со сверстниками, проводят для них игры и занятия  на сплочение. Работа ведется по специальным образовательным программам.  На то, чтобы ребенок освоился в новой для себя среде, требуется около года.   
- Уровень владения русским языком у всех разный, есть первоклассники, которые гораздо быстрее адаптируются, - пояснила учитель начальных классов школы №19 Елена Николаева. - К ним у нас дифференцированный подход, мы даем им более сложные задания.  Нужно отметить, что в семьях, где закрепляют полученные  знания и общаются на русском, а не на родном языке,  успехи лучше. 
Если ребенок занимается исключительно в школе, то и результаты соответственно слабее, с такими детьми сотрудники центра проводят индивидуальную работу. 
Центр адаптации посещают ребята, чьи семьи имеют официальный статус  мигрантов. Занятия здесь абсолютно бесплатные, их проводят психолог, логопед и педагог,  занимающийся  непосредственно языковым развитием детей. В школе работают не только с учащимися, но и с родителями. 
 - С ними непросто общаться, потому что в основном это люди, плохо говорящие на русском языке, особенно мамы, -  рассказала Елена Александровна. - Папы работают, больше вращаются в социальной среде и владеют русским языком лучше, а мамы приходят иногда даже с переводчиком. 
Для каждого ребенка педагоги выстраивают индивидуальный маршрут, разрабатывают в помощь родителям рекомендации. 

Немаловажную роль в адаптации детей мигрантов играет толерантность подрастающего поколения.  В центре они знакомятся с  культурой  и обычаями коренных жителей Севера, православными традициями, принимают участие в празднике «Дружбы народов» и других тематических мероприятиях. Психолог помогает им развивать коммуникативные навыки, потому что ежедневно  в классе дети мигранты общаются с русскоязычными сверстниками.  Комплексный подход помогает достичь существенных результатов в течение полугода. Почти все воспитанники центра уже без труда общаются на русском языке и даже дают интервью.

- Мы рисовали, отгадывали загадки, играли, - рассказал после занятия первоклассник   Амурло Бобоев. – Еще были в лесном театре, где  я узнал много о животных. 
- Мы отвечали на вопросы, и  учились правильно говорить на русском языке, - дополнила рассказ одноклассника Ясмина Азимова. - Выучили много новых слов о природе, как они произносятся, как составлять предложения и рассказы.  

Занятия центра также посещают дети-мигранты из соседних школ. В девятом классе им предстоит сдавать итоговую аттестацию, а затем и единый государственный экзамен, что невозможно без изучения дисциплин, которые преподаются на русском языке. 

На каждого ребенка-мигранта педагоги заводят отдельный журнал его личных достижений. Документ отображает динамику адаптации учащегося, где она положительная, где стабильная, а где, быть может, результат вообще не сдвинулся с мертвой точки. 

Тогда  со школьником проводится индивидуальная работа. Впрочем, такие случаи редкость. 
В прошлом году все выпускники центра адаптации девятнадцатой школы смогли продолжить обучение по стандартной образовательной программе.  

Теги статьи: #Нижневартовск #Дети #Мигранты

Автор текста: Местное время    Автор фото: Юлия Панова

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии