Стальной меридиан

40 лет назад, 5 августа 1975 года, в Сургут прибыл первый железнодорожный состав
Автор текста: 
06.08.2015

Громкий гудок тепловоза оповестил о наступлении новой эры в Югре – эры ускоренного освоения природных богатств края. Железная дорога Тюмень – Тобольск – Сургут – один из самых удачных проектов Советского Союза, который и сегодня работает на новую Россию.

ПОКАЗАЛИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Первый грузовой состав из 50 вагонов с грузом для нефтяников и строителей, с продуктами и промтоварами привел в Сургут машинист тепловоза Дмитрий Щербаков. Накануне его вызвал начальник временной эксплуатации железной дороги и сообщил, что надо будет выступить на митинге и вручить жезл первому секретарю горкома партии Герману Мачехину.

– Я жил в поселке Усть-­Юган, в 40 километрах от Сургута, а отправлялся состав со станции Островная, в 11 часов дня, – вспоминал позже Вячеслав Дмитриевич. – Начиная от железнодорожного моста и до въезда на станцию по обочинам стояли люди. Проезжая через мост, мы видели, что внизу, на реке, скопилось много судов, они приветствовали наш поезд гудками. Матросы высыпали на палубу, махали руками, бросали цветы. Вместе со мной в кабине находились помощник и съемочная группа Центрального телевидения. Жена с сыновьями, которые в то время отдыхали в Миассе, потом рассказали, что видели меня по телевидению. На площади перед деревянным зданием вокзала собралось много народа, у всех было радостное, приподнятое настроение. Люди пели, играли на баянах и аккордеонах. На следующий день мы отправились в обратный путь. Приход первого поезда с грузом внушал людям надежду, что не только снабжение строек и магазинов улучшится, но пойдут и пассажирские поезда. Так потом и случилось…

Действительно, 6 ноября 1975 года в Сургут прибыл первый пассажирский поезд. То, как в СССР умели комплексно, по ­государственному решать народно­хозяйственные задачи, подтверждает история строительства железной дороги Тюмень – Сургут. Еще до начала промышленной добычи нефти, а это случилось, как известно, в 1964 году, словосочетание «железная дорога Тюмень – Тобольск – Сургут» уже появилось в официальных документах. В 1963 году Совмину РСФСР совместно с министерством путей сообщения было поручено рассмотреть вопрос проектирования и строительства железной дороги.

ДРУЖБА С ЖУРНАЛОМ «ЮНОСТЬ»

В январе 1964 года Ханты-­Мансийский округ посетила группа ответственных работников из Москвы во главе с председателем Госкомитета нефтегазодобывающей промышленности, впоследствии председателем Госплана СССР Николаем Байбаковым. Высокая комиссия должна была на месте разобраться, что собой представляет район «третьего Баку», как тогда называли месторождения Западной Сибири.

В ту же зиму в Сургут приехали и проектировщики ведущих институтов страны. Они должны были выбрать площадку для строительства города на 200 тысяч жителей. Уже тогда Сургут виделся как крупная железнодорожная станция. Изыскатели института «Сибгипротранс» 17 апреля 1964 года забили первый пикет будущей железной дороги, а уже через год государственная экспертная комиссия одобрила проектное задание на строительство железнодорожной магистрали Тюмень – Тобольск – Сургут протяженностью 710 километров.

Стройка предполагалась грандиозная, в духе времени ее объявили всесоюзной ударной. Из Восточной Сибири министерство перебросило в Западную управление «Абаканстройпуть», которое переименовали в «Тюменьстройпуть», а возглавил его Герой Социалистического Труда Дмитрий Коротчаев. Железную дорогу строили 16 тысяч человек, она была необычайно популярной в те годы. Молодежный журнал «Юность» с тиражом в несколько миллионов экземпляров заключил со строителями дороги Тюмень – Сургут договор о сотрудничестве. Подписал его главный редактор журнала, автор знаменитой «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой.

Журнал регулярно помещал на своих страницах очерки о стройке и ее героях, на трассу приезжали творческие бригады с участием столичных знаменитостей. Писатели присылали сюда тиражи своих книг с автографами, художники организовывали выставки. В общем, жизнь кипела.

РАБКОР СО СТРОЙКИ В СТЕНАХ РЕДАКЦИИ

Много писала об этой стройке и окружная газета «Ленинская правда» (ныне «Новости Югры») – благодаря тому, что одним из наших активных авторов был строитель из поселка Салым Иван Арсенюк. Однажды он даже появился в нашей редакции – привез очередные заметки и остался на недельную практику. Он был настоящим рабочим корреспондентом, как тогда говорили – рабкором, на одной из главных строек Советского Союза. Сам Дмитрий Коротчаев отметил вклад Ивана Арсенюка в строительство железной дороги в статье «Километры мужества», приуроченной к прибытию первого поезда в Сургут.

Коротчаев тогда писал: «Проложить 700­километровую дорогу через урманы, болота, маленькие и большие реки, через места, куда не ступала нога человека, – задача сложная, потребовавшая не только глубоко обоснованных инженерных решений, но и мужества участников ударной стройки. Слабых духом трасса не принимала… Стальной меридиан перечеркнул слова «отдаленные районы». Отныне грузы строителям, нефтяникам, геологам станут доставлять круглый год».

Растянувшееся почти на десять лет строительство дороги от Тюмени до Сургута было связано не только с обилием болот на трассе (севернее Салыма пришлось даже доставлять грунт в вагонах для укладки железнодорожного полотна). На пути строителей встали крупные реки – Иртыш, Юганская Обь, Обь, и надо было возвести мосты через водные преграды. Двухкилометровый мост через Обь был последней преградой, и ее успешно преодолели.

ВОИНЫ СТАЛИ МАШИНИСТАМИ

По мере сдачи в эксплуатацию участков железной дороги по ним стали доставлять грузы строителям. 28 декабря 1977 года министр путей сообщения подписал приказ о включении новой линии в состав Свердловской железной дороги и организации сургутского отделения. Первым начальником отделения был назначен Анатолий Боков. Позже он поделился своими воспоминаниями:

– Прибыли мы в Сургут 5 мая 1978 года. Три вагона, в которых ехали трое суток, поставили в тупик, в них и стали жить. Но где взять рабочую силу? Я отправился к начальнику отделения временной эксплуатации дороги, чтобы помог с кадрами. Но никто не согласился: наша зарплата была ниже. Позвонил в Свердловск в отдел кадров дороги: решайте что-­нибудь, чтобы платили одинаково. После этого был издан приказ: все на линии остаются на своих местах и подчиняются мне, а зарплату платит отделение временной эксплуатации. 12 января 1978 года небольшой коллектив сургутского отделения Свердловской железной дороги приступил к работе.

На первых порах министерство прикомандировало сюда специалистов из разных городов Союза. Кроме того, одно время машинистами, составителями поездов, дежурными по станции ввиду нехватки кадров работали даже воины Советской армии, в структуре которой были железнодорожные войска. Некоторые из них после увольнения из армии так и остались в Сургуте.

А что сегодня, после всех преобразований в системе ОАО «РЖД», представляет собой железная дорога?

Комментарий

Роман ЛАВРИНЕНКО, заместитель начальника Свердловской железной дороги по Сургутскому региону:

– В 2010 году отделение получило статус Сургутского региона Свердловской железной дороги. Протяженность железнодорожных путей составляет 1 285 километров, которые проходят по территории трех субъектов РФ: Тюменской области, Ханты-­Мансийского и Ямало­-Ненецкого автономных округов

Коллектив Сургутского региона обслуживания – это 8 тысяч человек. За годы работы с вокзалов и станций отправлено более 165 миллионов пассажиров. Для обустройства месторождений нефти и газа, строительства городов, объектов энергетики и автодорог в северные районы завезено почти 600 миллионов тонн грузов, при этом грузооборот ежегодно растет. С начала 2015 года погрузка в Сургутском регионе составила уже 11,7 миллиона тонн, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 20,3 %.

В рамках увеличения пропускной способности дороги продолжается успешная реализация проекта развития инфраструктуры участка Тобольск – Сургут. На эти цели РЖД в 2015 году планирует направить 10,4 миллиарда рублей. Речь идет о вводе в эксплуатацию основных фондов на сумму 6,3 миллиарда рублей, в том числе 42,7 километра вторых главных путей. Кстати, в 2014 году на реализацию проекта ОАО «РЖД» уже было направлено 10,2 миллиарда рублей.

Цель проекта – обеспечить вывоз прогнозируемого уровня углеводородного сырья из Ямало-­Ненецкого и Ханты­-Мансийского автономных округов за счет поэтапного увеличения пропускной и провозной способности участка Тобольск – Сургут до 66 пар поездов в сутки и объема перевозок до 40 миллионов тонн к 2016 году. Всего же с 2007 по 2015 год предусматривается построить 392 километра главных и станционных путей, объем инвестиций составит 41,3 миллиарда рублей.

Все это трудовые будни железнодорожников. Но у нас есть и своя история. Так, в Сургутском регионе в рамках празднования 70­летия Победы работал уникальный поезд-­музей. Вниманию посетителей «мобильного музея» была представлена выставка «Эшелоны Победы», рассказывающая о работе железнодорожного транспорта в годы войны. С 1941 по 1945 год было перевезено 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой и продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, они обогнут Землю по экватору четыре раза.

…Сорок лет назад в Сургут пришел первый поезд. С тех пор жители Среднего Приобья не мыслят своей жизни без железной дороги. Это по­-прежнему популярный и востребованный вид транспорта как для пассажиров, так и для получателей и отправителей грузов.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Новогодний подарок из прошлого
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.