Россия живет дорогами

Сургутяне отмечают 40 лет со дня прибытия первого поезда
Автор текста: 
Автор фото: 
06.08.2015

Как всего менее двух столетий назад люди даже представить себе не могли, что смогут путешествовать с комфортом  без помощи лошадей, так наши современники не смыслят жизни без железнодорожного транспорта. 

Как говорится в рекламном слогане РЖД, Россия живет дорогами. Еще она славится необъятными просторами, поэтому, хотя первые поезда начали ходить по ней 180 лет тому назад, в Сургут поезд добрался лишь в 1975 году. 5 августа – знаменательная дата для сургутских железнодорожников, они в этом году отмечают 40-летний юбилей приезда в город первого поезда. Да что говорить – эта дата памятна и дорога для всех сургутян: ветеранов-старожилов, которые в то время были на передовых освоения нефтяного края, их детей, вместе с родителями встретивших тот самый первый поезд. К слову, среди встречающих был и глава города Дмитрий Попов – 11-летним мальчишкой он пришел на вокзал вместе с отцом.
Поездов было два: один – грузовой, второй – литерный, то есть для высоких гостей. Сейчас его назвали бы VIP-поездом. В нем приехали московские гости, руководители ведомства из Тюмени, работники культуры и журналисты.

На север
Чтобы освоить природные богатства Западной Сибири, необходимо было иметь надежную железную дорогу, и ее начали строить в 1966 году. Было организовано строительное управление «Тюменьстройпуть», которое возглавил Коротчаев Дмитрий Иванович – талантливый руководитель, гениальный инженер, умелый организатор. Строители в очень тяжелых условиях, шаг за шагом двигались с юга на север. На участках, где дорогу построили, сразу открывали временное движение поездов. Дорога пришла к берегу Оби в 1973 году, но отсутствие моста не позволяло двигаться дальше. И только через два года, когда открылся мост через Обь, поездам загорелся зеленый свет.
Вот что рассказывает о тех временах помощник машиниста Рафик Куранов:
- Я родом из Азербайджана, являюсь представителем некогда могущественного, но теперь уже малочисленного православного народа удин. С 1972 года работал в Читинской области на строительстве железнодорожного пути, выучился на помощника машиниста. Моим начальником был Виктор Моллериус. Когда его направили в Тюменскую область, почти весь коллектив поехал вместе с ним. 
Рабочие на строительстве железной дороги терпели невероятные трудности. Везде были болота, чтобы поднять дорогу, приходилось сыпать и сыпать песка и земли. Мы, спасаясь от тучи комаров, укладывались спать на мосту, чтоб было высоко, и ветер продувал. Позже стали выдавать куски марлевой ткани, чтоб могли укрыться от этого зверья. Когда приходили одновременно несколько составов, и, так как отправлять дальше не было возможности, их выгружали прямо на землю в поселке Юганская Обь, где мы тогда базировались. В Сибири контингент людей, мягко говоря, разный, поэтому имели место быть случаи хищения. 
Однако, как говорит Рафик Александрович, этих трудностей они и не замечали - воспринимали как должное. Тогда люди настолько были воодушевлены романтикой и горели желанием построить коммунизм, в котором будет всеобщий достаток и братское равенство, что и холод, и голод были им нипочем. Только сейчас, с высоты прожитых лет и достигнутых комфортных условий, прошедшее оценивается ими по-другому и приходит удивление: а как мы смогли?

С оркестром и цветами
Рафик Куранов прибыл в Сургут на грузовом поезде, помощником машиниста Вячеслава Щербакова. С ним они работали вместе с 1969 года, строили железную дорогу в Гурьеве, в Казахстане, и в Забайкалье были вместе. Дружили семьями больше 20 лет. Машинистом первого литерного поезда был Валентин Сивцев. Обоих машинистов сегодня нет среди нас.
 В грузовом поезде было 50 вагонов. В вагонах – оборудование для нефтяников, газовиков и строителей, товары народного потребления, продукты, несколько вагонов картошки и пива, по случаю праздника. 
- Со станции Усть-Юган тронулись в 13.40 по московскому времени, - вспоминает участник тех событий. – Это был всеобщий народный праздник. Нас встречал весь город, как положено, с букетами, с музыкой. Когда мост проезжали, катера гудели, мостоотряд №25 приветствовал, бросали цветы.
С введением в эксплуатацию моста жизнь в Сургуте стала развиваться бурными темпами. Условия, правда, еще долго оставались не легче, чем в начале освоения. Вагоны сходили с еще не улежавшихся рельсов и падали, и железнодорожники сами, вымазанные в грязи, как черти, поднимали их и ставили обратно на рельсы. 40 км пути, с Усть-Югана до Сургута, иногда преодолевали за целые сутки. Железнодорожный вокзал был в деревянном бараке. Новый, очень красивый и комфортный для того времени, но сегодня требующий реконструкции вокзал построили в 1988 году, к 10-летнему юбилею образования Сургутского отделения Свердловской железной дороги.

Что нужно для счастья
Рафик Куранов в 1976 году переехал жить в поселок Юность. Он постоянно повышал квалификацию, стал машинистом 1 класса, перешел работать на пассажирский поезд.  Через несколько лет дали квартиру на улице Грибоедова, рядышком с вокзалом. Вся его жизнь крутится вокруг железной дороги и околовокзальной территории: жил и работал там, растил детей, супруга Алевтина Георгиевна тоже работала в одном из подразделений этого же предприятия бухгалтером-кассиром. Сейчас супруги-ветераны пользуются заслуженными плодами своего нелегкого труда: например, имеют право съездить раз в год на СВ-вагоне в любую точку страны.
Почетный железнодорожник Рафик Куранов – счастливый человек. Он прожил достойную трудовую жизнь: был причастным к великой стройке своей эпохи, внес немалую лепту в историю родной компании, заслужил уважение, достаток. Согласитесь, причастность к делу, востребованность окружающими и есть залог счастья для каждого человека. Помощник машиниста первого сургутского поезда все это имеет.

 

за 21  месяц были построены первые 215 км железно-дорожной магистрали Тюмень – Сургут с начала 1966 года.Всего протяженность участка - 700 км.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югорское время

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.