Именитый саксофонист Сергей Летов - о современной музыке и дуэте с братом

07.02.2018

В культурном центре «Порт» выступил музыкант-импровизатор Сергей Летов. Музыкальному сообществу он известен как саксофонист и один из самых ярких представителей жанра фри-джаз на постсоветском пространстве. Массовый слушатель знает Сергея по его дуэту с братом – лидером группы «Гражданская Оборона» Егором Летовым. Музыкант посетил Сургут во второй раз и, надо сказать, что гостей на творческом вечере значительно прибавилось. Корреспондент «Сургутской трибуны» пообщался с Сергеем Летовым и узнал, на что, по мнению маэстро, похожи современные звуки и почему у них с братом настолько разные вкусы на музыку.

У вас громадный опыт в музыкальной сфере. Какую музыку вы слушаете? Может что-то нравиться из современного?

Я очень мало слушаю чужой музыки. Потому что ее у меня и так очень много. Краем уха, может быть, что-то и слышу. Но я не слышу ничего такого, на что стоило бы обратить внимание. Я даже от новых звуков устаю, когда знакомлюсь с возможностями нового синтезатора или звукового процессора. Музыкант и слушатель – у них разные части мозга от музыки работают. Слушатели под нее мечтают, музыканты – анализируют. Я вообще считаю, что у нас слишком мало тишины. У нас всё заполнено какой-то звуковой жвачкой. Звук никто не ценит, потому что тишины нет. Вот поэтому я ничего не слушаю.

 Где вам больше всего нравится выступать?

В Японии. Но если говорить только о России, то очень хорошо выступать в Сибири. В Москве, конечно, подготовленный слушатель, но Москва многообразна и очень перекормлена. Если сюда [в Сибирь] приезжаю, то образованная часть горожан обязательно приходит. В Питере другая особенность - там люди ни на что не тратят деньги. Хотя многое зависит от того, где именно играть. В мой прошлый приезд в Нижневартовск я играл в каком-то быдляцком кафе, где на весь звук был один микрофонный шнур и прямо во время выступления кто-то с кем-то выяснял отношения. В таких местах играть неприятно, но ведь нельзя сказать, что это публика сугубо вартовская. Публика зависит от площадки.

Вы играете джаз. Но как вы сами думаете - джаз умирает?

Сначала скажу, что джазмены меня за своего не считают. А что касается джаза, то там всё уже придумано. Он просто перестал носить творческий характер. Каких-то радикально новых вещей в джазе не происходит. Везде какой-то самоповтор, улучшение качества. Джаз всё больше начинает напоминать академическую музыку.

Вы сотрудничали с рэп-группой 25/17...

Записался на диске с ними.

Вам нравится рэп?

Не больше, чем рок.

А как вы относитесь к року?

Как и к рэпу - нейтрально. Вы знаете, я саксофонист, но импровизационную музыку на саксофоне мало кто хочет слушать. Очень низкий уровень музыкальной культуры, что не позволяет большинству людей воспринимать что-то сложное и экспериментальное.

Не могу тогда не задать вопрос. Я вот тоже из Омска, правда, из другого района. Вы из Чкаловского. Вы не раз заявляли, что среда формирует человека. Как так получилось, что в одном из самых хулиганских районов у вас воспитался такой вкус?

Когда был ребёнком, родители меня несколько раз водили на концерты симфонической музыки в Омске. И это произвело на меня определённое впечатление. Я стал слушать такую музыку. Дальше я попал в физмат школу в академгородке. Там был клуб любителей искусств, благодаря которому я стал слушать много музыки барокко. А впоследствии стал слушать музыку 20 века: Прокофьева, Стравинского и других.

Почему тогда у Игоря [настоящее имя Егора Летова. – Прим. авт.] сформировался другой вкус?

А он в физмат школе никогда не был. Я в большей степени по своему характеру был нонкомформистом. Этим мы и отличались. Хотя вместе начинали заниматься музыкой. Он на ударных, я на саксофоне. Потом брат купил себе первую бас-гитару. Но вся моя музыка казалась ему далекой от его среды и окружения. И он сделал правильный выбор. Он предпочел не элитарную среду, а быдляцкую, района «чикаго» [так называют Чкаловский район в Омске. – Прим. авт.]. Его музыкальный язык соответствовал окружению. А поэтический язык – нет. Этот зазор и двигает «Гражданскую оборону», делает ее невероятно популярной. Они услышат альбом «100 лет одиночества», но для них открытие, что есть такая книга. И это касается 90% фанатов ГРОБа.

Но и «Вечность пахнет нефтью» [строчка из песни «Русское поле экспериментов» – Прим. авт.] не с потолка взята.

Да. Это все - окультуривание простых ребят. Благодаря Игорю многие прикоснулись к высокой поэзии.

Можно ли его назвать революционером?

Конечно. Он очень оригинальный, нашел свой путь в жизни. Не обращался к элитарной аудитории московских концептуалистов, а пошел к широким массам. 

Это разве не попса?

Это в каком-то смысле тоже концептуализм. Если я исповедовал такой элитарный конформизм в 80-х, то к концу 90-х стал понимать, что мой путь – другой. Не сидеть играть для 14 -15 человек. Мне, конечно, нравится то что я делаю, – просвещать некоторых людей в далеких регионах страны, где многие до этого слышали только шансон. Но я не хочу сидеть в башне из слоновой кости. Я хочу с людьми общаться. И зародить в них элементы нового. У брата это было через поэзию, а у меня – через музыку.

Вы преподаете музыкальную журналистику. Что вы рассказываете своим студентам?

Я провожу ликбезы. Дело в том, что современные молодые люди чудовищно невежественны. А учащиеся института журналистики и литературного творчества абсолютно неграмотные. Большая часть не умеет расставлять запятые, и даже связно излагать свои мысли. Пишут диплом, как в курилке говорят. Это потому, что они не читают художественную литературу. На лекциях я рассказываю об акустике инструментов, как устроены  органы восприятия музыки, каким законам подчиняется музыкальный строй, ритм, метр. Кроме того, я веду дипломы. Лучшие их них выкладываю в интернет. Некоторые были очень интересными. Например, «Музыка и наркотики».

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Хор Валаамского монастыря
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Что может защитить интересы потребителей?

Что может защитить интересы потребителей?
Эффективный контроль надзорных органов
55% (22 голоса)
Рыночная конкуренция
25% (10 голосов)
Ничего
20% (8 голосов)
Всего голосов: 40

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.