×
Культура
0

«Интермузей»: скучно не бывает

Музей Природы и Человека, Государственный художественный музей Югры, этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» и Сургутский художественный попали во второй этап конкурсной программы фестиваля «Интермузей-2018» и представили свои экспозиции на площадке ВДНХ в Москве.

Лавка древностей

В этом году в фестивале участвовало более 400 музеев, а сколько их на самом деле по всей стране – никто и не считал. О Третьяковке с Эрмитажем знают, наверное, даже те, кто никогда не переступал порог этих хранилищ. Но есть совсем негромкие, провинциальные музеи с небогатыми коллекциями. Музейщики, работающие там, умудряются создавать уникальные экспозиции, потому что считают: без музея их город или поселок вроде бы и лица не имеет. Иногда идея музея возникает, можно сказать, на пустом месте. Так было с Сургутским художественным… 

Искусство на ощупь
– Наш музей был создан в 1992 году по инициативе администрации города. Начинали с нуля. Не было ни одного экспоната. Но за четверть века мы «накопили» 20-тысячное собрание, – рассказывает Юлия Рыбенцева, заведующая культурно-просветительским отделом Сургутского художественного музея. – Первые коллекции были созданы при участии градообразующих предприятий. Так попал в нашу коллекцию натюрморт «Ветка яблони» Петрова-Водкина, это был подарок «Сургутнефтегаза». Есть в нашей коллекции и Серов, и Лебедев, и Горбатов. В 1990-е годы было принято решение вернуть в Сургут археологические экспонаты, найденные в результате раскопок. На тот момент они хранились в Екатеринбурге. Много лет музей совместно с Уральским государственным университетом ежегодно проводил археологические исследования средневековых могильников, расположенных в урочище Сайгатино. В результате раскопок получены коллекции VIII–XV веков, имеющие значительную художественную ценность. Это и бронзовая художественная пластика, и серебряное собрание IX–XV веков, представляющее искусство художественного металла Волжской Булгарии периода Золотой Орды…
Сегодня визитной карточкой Сургутского художественного музея, его брендом стала уникальная, единственная в России коллекция иронического искусства – всего 6 тысяч единиц хранения (карикатура, шарж, фотография, скульптура). Сургутский музей стал местом проведения международного форума визуального юмора «Карикатурум», на который приезжают представители этого направления искусства из более чем 70 стран.
На «Интермузее» сургутяне показали экспозицию «Семь ликов Яха», посвященную мифологии обских угров. Проект – особенный, созданный специально для незрячих, слабовидящих людей. 
– Наша выставка – это абсолютно благотворительный проект, созданный при участии людей в том числе с ограниченными возможностями здоровья, – уточняет Юлия Рыбенцева. – Так, региональная организация инвалидов по зрению «Тифлопуть» совместно с Централизованной библиотечной системой перевела всю информацию об экспонатах на шрифт Брайля. Специальные экспоподиумы были сделаны воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья Сургутской школы с профессиональной подготовкой. А компания «3D-Форма» выполнила печать музейных экспонатов на 3D-принтере, увеличив 
троекратно их размер. Теперь поясные украшения, подвески с изображением птиц, рыб, медведя можно взять в руки, почувствовав историю на ощупь…

Мамонты у нас молодые…
На «Интермузее» можно было не только взять в руки копии древних подвесок, но и погладить привезенного из Ханты-Мансийска мамонта, вернее его скелет, или хотя бы подержать его зуб. Информация заведующего отделом палеонтологии Музея Природы и Человека Антона Резвого о том, что зубов у мамонта было мало, но они менялись в течение жизни пять раз, поражает особо впечатлительных. И сразу же возникает масса других вопросов: как мамонты выдерживали холода, виновен ли человек в их исчезновении? 
Гости фестиваля охотно фотографировались с самым древним экспонатом, представленным на фестивале. В эпоху интерактивности и визуализации подлинные кости тысячелетней давности приобретают в глазах посетителей особую ценность.
– Музей Природы и Человека – постоянный участник фестиваля и даже был удостоен Гран-при как лучший музей в 2008 году, – рассказывает Оксана Белогай, заместитель директора по научной работе. – В этом году мы представили научный проект «Последний мамонт и первые люди на территории севера Западной Сибири». Мамонты у нас молодые, как и обнаруженные стоянки: возраст – 12–15 тысяч лет… 
Еще недавно самой северной палеолитической стоянкой Западной Сибири считалось Луговское, где в 2002 году был найден позвонок мамонта, пробитый метательным орудием древнего человека. Подобная находка – редкость. Но неожиданно археологи и палеонтологи обнаружили в округе еще одну стоянку древнего человека– Комудваны, более чем в 300 километрах севернее прежней. И каждый раз следы присутствия человека каменного века совпадают с местами скопления костей мамонтов. Такая взаимозависимость была обнаружена учеными.

«Каменный век» от Васнецова
Неожиданно каменный век стал темой экспозиции другого музея из Югры – Государственного художественного… Как известно, коллекции музея располагают наследием общенационального масштаба: иконы XV–XVI веков, картины Рокотова, Тропинина, Репина, Айвазовского, Сурикова, Левитана…
– В 2018 году исполнилось 170 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова, – рассказывает Наталья Голицына, заведующая научно-экспозиционным отделом. – К этой дате мы подготовили выставку «Каменный век Виктора Васнецова» как часть проекта «Возвращенные шедевры». Мы рассказываем о графическом триптихе, созданном художником для Московского исторического музея.
Эскизы для триптиха оказались в Стокгольме, затем эти картины были приобретены для ханты-мансийской коллекции. Сцена «Охота на мамонта (Западня)» наиболее выразительна, неслучайно музейщики с помощью интерактивных средств создали мультимедийную игру для школьников.
– Музейщики всегда выдумщики, – вступает в нашу беседу директор музея Светлана Зонина. – А фестиваль – отличная возможность поделиться опытом и чему-то научиться. Мне, например, очень понравился Саратовский художественный музей. Там делают калейдоскопы ручной работы, такие были в нашем детстве. Смотришь в калейдоскоп, а там складывается картинка по произведениям из фонда музея. По-моему, идея замечательная…
Сегодня каждый музей старается идти в ногу с веяниями времени, внедряя мультимедийные технологии, создавая интерактивные экспозиции. 
– Но важно соблюсти баланс, – говорит Светлана Зонина. – Ведь главное достояние музеев – подлинность и ценность экспонатов. Компьютерное изображение никогда не заменит шедевра.

«Бродилка» по «Торум Маа»
Этнографические музеи на фестивале – редкость. Может быть, поэтому у стенда «Торум Маа» так оживленно. 
– В нашем округе из 34 музеев девять – этнографические. Мне бы хотелось, чтобы этнографические музеи северных регионов объединились в выработке совместных идей, – говорит директор музея Людмила Алферова.
На недавней выставке «Сокровища Севера» в Москве Вячеслав Кондин, заведующий сектором музейных программ и проектов «Торум Маа», пообещал привезти на «Интермузей» охотничий костюм северных манси, восстановлением которого он занимался вместе со своей семьей. И слово свое сдержал. А еще музей привез в столицу нарты, лыжи, ловушки, игру «Бродилка», основанную на материалах экспозиции музея. Научный сотрудник Анатолий Брусницин делился с москвичами отличным рецептом, как пожилым избежать Альцгеймера, а молодым стать сообразительнее. Головоломки обских угров (палочки с колесиками и ниточками) развивают моторику, логику, учат ориентироваться в пространстве. Кажется, чего уж проще, но…
– У наших народов это игрушки для «думания», через них передавались навыки и умения, необходимые охотнику, оленеводу, – рассказывает Анатолий. – Когда школьники приходят к нам в музей и начинают разгадывать наши головоломки, они вскоре забывают про свои гаджеты…
Что тут сказать? Значит, зацепило. Разве не для этого мы ходим в музеи?

Фотографии сюжета / 4 фото

Теги статьи: #«Интермузей-2018»

Автор текста: Ольга Маслова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии