Выбран регион
×
Культура
0

Стойбище оптимистов

«Мечты воплощаются в жизнь собственными руками», – уверен Александр Продан, руководитель этностойбища «Лук-Яун». Более десяти лет назад он впервые решил заняться развитием туризма в Сургутском районе.
Сегодня хантыйское стойбище посещают югорчане, жители других российских регионов, а также иностранные гости. Оно расположено на реке Лук-Яун, что в переводе с хантыйского языка означает «глухариная речка», недалеко от поселка Федоровского.
Среди настоящего северного быта туристы погружаются в атмосферу, в которой многие века жили северные народы. Воссоздать домашний уклад ханты Александру Продану помогают коренные жители, проживающие в Сургутском районе. Они построили чумы, избушки, печь, а также рассказывают о традиционной культуре ханты. 
Путешественников встречают обрядом окуривания чагой. Согласно представлениям народа, мир делится на три части: верхний – мир бога Торума, добрых духов; средний – мир человека; нижний – злых духов и болезней. Этот древний ритуал призван защитить человека от злых духов и уравновесить его духовное состояние. 
Северная экзотика привлекает туристов. Ни гнус, ни дикие животные поблизости нисколько не пугают их, ведь здесь можно отдохнуть от современной цивилизации. Под руководством методиста стойбища Светланы Токаревой гости учатся плести из бисера украшения, шить традиционную куклу акань, а мужчины-ханты могут научить арканить оленя или ловить рыбу.
Помимо этого, Александр Продан предлагает гостям поохотиться на диких животных, на водоплавающую или боровую дичь. Именно с охотничьего хозяйства «Еловое» он и начал свой путь в туристический бизнес. Когда-то работал нефтяником и мечтал заниматься разведением животных. Со временем он воплотил свои мечты в жизнь.

luk_yaun1.jpg
– Мы совмещаем этностойбище и охотничье хозяйство, – рассказывает Александр Анатольевич. – Большое количество людей едут из других регионов. Чаще всего это командировочные, а также дальние родственники жителей нашего округа, которые приезжают к ним в гости и с удовольствием знакомятся с бытом северных народов. Приезжали туристы из таких городов, как Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Москва, бывают зарубежные гости. В охотничьем хозяйстве мы можем предложить охоту на кабана, северного оленя, бурого медведя, на фазана. Недавно у нас появились две семьи бобров. 
В автономный округ бобры прибыли из Воронежского биосферного заповедника. Пока они живут в специальных вольерах, а в следующем году поселятся у ручья, где будет проходить экотропа. 
– В планах – организовать лосиный питомник и расширить фазанарий, – продолжает Александр Продан. – Мы не стоим на месте, придумываем что-то новое для туристов, проводим социальные акции для пожилых людей. Предпринимательство – нелегкое дело, бывает много проблем. Я считаю, надо быть оптимистом, чтобы реализовать свои мечты. Сегодня развитие туризма является приоритетным направлением в Югре. Городские и районные власти помогают грантами, субсидированием, поэтому мы это дело не бросаем. Пусть большого дохода туризм пока не дает, но зато дает удовлетворение в жизни.

Это интересно

«Чтобы заслужить уважение людей, прежде всего у самого человека должны быть чувство собственного достоинства, а также человеколюбие, доброта, открытость души. К такому человеку всегда относятся с уважением и доброжелательностью.
С точки зрения ханты, с добрыми мыслями человек сделает больше добрых дел и для себя, и для окружающих, а значит, доброе дело и ему добром обернется.
У ханты не принято было разглядывать человека в упор, при этом взгляд чаще останавливался на украшениях, орнаментах. Это и было основной функцией украшения – не дать себя «сглазить». Нельзя было разглядывать священные реликвии чужого рода. Проезжая мимо священных мест, представителю чужого рода нужно было отвернуться, опустить глаза, иначе они могли заболеть.
Поведенческая культура ханты осуждала человеческие пороки. Как правило, не пользовались уважением люди хвастливые, завистливые, им не доверяли. В основном люди избегали хвастовства, так как за это духи могли лишить хвастливого человека или удачи на промысле, или счастья в доме, в семье. Трусость, жадность и другие пороки осуждались также и в хантыйском фольклоре».

Майя Лапина,  «Этика и этикет ханты

 


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$