×
Общество
0

Хроники Сургута

Крепость на древней земле
 
19 февраля 1594 года воеводам князю Федору Барятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову был дан наказ о строительстве во владениях остяцкого князя Бардака крепости Сургут. Сургут был основан как форпост для дальнейшего продвижения казаков в глубь Сибири. Сургутский острог располагался на высоком, красивом берегу при слиянии двух небольших рек: Бардаковки (на левой стороне Оби) и Саймы (на правой стороне Оби). В окружении светлых сосновых лесов, место это казалось сказочным и очень удобным для города-крепости. В летописи тобольского ямщика И.Л. Черепанова (он известен как автор Сибирской хронографии) написано «... на том месте, где заполезно усмотрено город Сургут построить, жил тогда остяцкий князь именем Бардак».
 
Город ударной стройки

Cургутские комсомольцы всегда были в первых рядах во всех делах и начинаниях в Тюменской области. Сургут был объявлен городом шести Всесоюзных ударных комсомольских строек: обустройство нефтяных месторождений Сургутского района, строительство трассы газопровода Уренгой - Сургут - Челябинск, строительство нефтепровода Сургут - Полоцк, строительство Сургутской ГРЭС, строительство ЛЭП-500 Сургут - Уренгой, строительство железной дороги Сургут - Уренгой. Тогда тысячи посланцев всех союзных республик приезжали по комсомольским путевкам осваивать сибирские просторы. Многие комсомольцы, приехав сюда на год-два, кто за чем, – кто за «запахом тайги», кто за романтикой – остались здесь навсегда, работая на предприятиях Сургута, прославляя его своим трудом.
 
Тыл – фронту

С самого начала Великой Отечественной войны правительство страны уделяло огромное внимание увеличению улова рыбы и ее переработке. Весной 1942 года в Сургут поступило оборудование рыбоконсервной фабрики им. В.И. Ленина, эвакуированное из Одессы. Строительство консервного завода и приемо-обрабатывающих пунктов велось в соответствии с темпами военного времени, и было завершено на полгода раньше намеченного срока. К концу 1942 года поступившее оборудование, в том числе и из Ханты-Мансийского консервного комбината, работало на полную мощность.
 
В притяжении дипломатичес-ких орбит

Одно из самых первых описаний Сургута сделал известный путешественник Николай Милеску Спафарий, который в 1675 году ехал с посольством в Китай. Вот что он записал в своем дневнике. «А приехали в Сургут 23 числа, и Сургут стоит на высоком яру, на Оби на левой стороне. А сказывали, что прежде тут бывала Пега Орда остяцкая... и город Сургут сделан после города Тобольска первым, прежде иных городов сибирских, ибо многие остяки живут в Сургутском уезде, больше двух тысяч, и для покорения их и построен город на яру, на красном месте при берегу Обь-реки острог сделан, где воевода живет, который посылает в Москву ясак, и служилых людей много. А хлеб в Сургуте не родится из-за стужи великой и болотных мест, только рыболовья много и то меняют на хлеб...»

Сургут – конечная

Впервые вопрос о проектировании и строительстве железной дороги Тюмень–Сургут возник в 1963 году, когда было принято постановление Совета министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области». Уже в октябре 1965 года изыскатели института «Сибгипротранс» вышли на трассу будущей железной дороги и забили первый пикет вблизи Тобольска, где должен был появиться мост через Иртыш. После 10 лет стройки было завершено строительство железнодорожного моста через Обь и железной дороги Тюмень - Сургут, и 5 августа 1975 года на станцию Сургут прибыл первый грузовой поезд из Тюмени. Впервые 4000 тонн народнохозяйственного груза было доставлено в город наземным путем. Привести в город на Оби состав из 50 вагонов с грузом в 4000 тонн поручили машинисту Вячеславу Щербакову. Вместе с ним в кабине тепловоза находились помощник машиниста Рафик Куранов и съемочная группа Центрального телевидения.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии