Выбран регион
×
Общество
0

«Наступаешь на горло, но преодолеваешь»: Балетмейстер Алишер Хайдаров – о всепобеждающей любви к танцам

От гражданской войны и смены места жительства до выступлений на международных фестивалях и собственной секции по капоэйре. О том, как получив многочисленные травмы и перенеся несколько операций, продолжать танцевать, читателям "Сургутской трибуны" рассказал балетмейстер центра культуры и досуга «Камертон»,  единственный тренер по Аше капоэйре в Сургуте Алишер Хайдаров.

«Белые розы», война, Сургут

 Алишер, с чего начался твой путь как артиста?

– Все началось с моего родного города Душанбе. Когда мне было 10 лет, волей судьбы мама захотела, чтобы я стал артистом балета. Я прошел отбор в душанбинском музыкальном училище. Как сейчас помню, одним из этапов конкурса было исполнение песни, тогда я выступил с песней «Белые розы» группы «Ласковый май». Меня сразу же взяли. Занятия в училище пошатнули успеваемость в школе, скатились оценки по общим предметам. Однако не переставал танцевать и занимался упорно каждый день на протяжении семи лет. В 1994 году в Душанбе началась гражданская война, из-за которой через  два года мне пришлось уехать вместе с семьей в Сургут.

С семьей вы переехали только спустя несколько лет после начала конфликта. Каково это выступать во время гражданской войны?

– Во время войны концертная деятельность отсутствовала, но тренировки не прекращались. Самым запоминающимся за это время было то, как я однажды вышел из дома за хлебом. Встал в очередь в четыре утра на хлебозаводе, где вокруг патрулировали военные, чтобы не возникало конфликтов на почве голода. В итоге я смог купить хлеб только к 15 часам.  В общем, неприятное время. Помню, что повсюду были разбросаны гильзы от пуль, а морги были переполнены настолько, что трупы лежали в подземных переходах.

Как изменилась жизнь после переезда в Сургут?

– В 1996 году я пришёл в «Камертон», меня взяли в коллектив «Кураж», когда он только набирал обороты. На тот момент я ещё не работал, но танцевал в коллективе. Через два года директор «Камертона» Тамара Лычкатая (ныне директор Сургутского драматического театра. - Прим. автора) предложила мне поступить на учебу в филиал РАТИ-ГИТИС. Долго не раздумывая, согласился. Благодаря Тамаре Никифоровне и поддержке семьи в 1998 году я поступил в университет.

Приключение на сцене каждый день

Какие остались впечатления от учебы в ГИТИСе?

– Учеба в РАТИ-ГИТИСе – это увлекательное путешествие в мир театра. У меня только положительное эмоции, когда я вспоминаю свое студенческое время, оно было самым счастливым. С однокурсниками до сих пор поддерживаем связь в социальных сетях.

Играя каждый день, испытываешь несметное количество чувств и эмоций. Ежедневное приключение на сцене на протяжении пяти лет. Педагоги университета – своего рода проводники, которые помогают молодым артистам открыть для себя мир театра. Учат законам сцены, правилам, технике. Учеба в вузе научила меня главному в жизни – трудолюбию.

Где оценили это качество?

– В 2002 году устроился в Сургутский музыкально-драматический театр. Это театральный мир, в котором ты используешь все те навыки, которым научился в ГИТИСе. Открываешь в себе новые возможности. Но девять лет классического танца в моей жизни взяли свое, и я ушел из театра. В 2003 году меня приняли на работу балетмейстером в ЦКиД «Камертон», и я продолжил поиски себя в ансамбле современного танца «Кураж балет» company.

«Кураж балет» company – обладатель почетного звания «Сделано в Сургуте», неоднократный участник торжественных церемоний открытия и закрытия международных турниров по биатлону в Ханты-Мансийске, многочисленный лауреат корпоративных, всероссийских и международных фестивалей (в Монако, Нидерландах, Китае, Испании), обладатель Гран-при корпоративного фестиваля «Факел».

Преодолевая боль и лень

Какие интересные случаи из фестивальной жизни запомнились?

– Однажды в Москве на фестиваль среди непрофессиональных коллективов России приехало так много коллективов, что в первый день запланировали 130 номеров и... мой был последним (смеется). Чтоб вы понимали, конкурс начался в девять утра, и в течение 12 часов жюри оценивало выступающих. Я выхожу последним, а в зале, кроме жюри – пустота, все ушли. Жюри, поняв, что это, наконец, последний номер, начало громко  аплодировать. Я занял первое место в категории «Соло», а «Кураж» много призовых мест в разных категориях.

Еще один случай был, когда мы ездили на очередной фестиваль «Факел» в Витебск с номером «Просто Мария» – на бразильскую музыку. Во время выступления было движение, в котором девушку нужно было поднять на одной руке, причем это должны были делать все парни в каждой из четырех пар. У меня не получалось это сделать. Чтобы преодолеть это и выполнить номер я по сто раз за тренировку поднимал партнершу на руке. В итоге настолько натренировался, что вовсе не почувствовал, как поднимаю ее на выступлении, выполнил действие как на автомате. Заняли тогда первое место.

В этом и заключается вся суть подготовок: если есть какая-то сложность, ты ее преодолеваешь, ставишь перед собой задачу, сам себе наступаешь на горло, но преодолеваешь все проблемы, боль и лень.

Исцеляющий бразильский танец

Как в жизни появилась капоэйра?

– Меня вдохновил фильм «Только сильнейшие», в котором главный герой изучал капоэйру. Я решил попробовать свои силы. На самом деле у меня была дилемма между капоэйрой и аргентинским танго. Все-таки с 2005 года начал заниматься капоэйрой. Каждый год ездил на семинары в Москву, бывало, что и по два-три раза, настолько было увлекательно. В этом году планирую посетить бразильский город Ресифи – родину главного мастера по капоэйре. Надо вывести свои знания и умения на новый уровень.

Можно сказать, что я вылечился благодаря капоэйре, у меня были проблемы с коленями, перенес три операции. Травмы коленей, плечевых суставов, локтей – это все профессиональные болячки танцоров. Кто-то с ними справляется, а кто-то не может и уходит из танцев. Был случай, когда после третей операции у меня продолжали болеть колени, пришел к хирургу (к сожалению, не помню, как его зовут, но очень благодарен за то, что он сделал) и говорю ему: «Доктор, сделайте что-нибудь, болят колени». А он мне говорит: «Я не буду делать тебе операцию. Когда что-то произойдет, тогда и буду резать». Я на него разозлился, да так, что увеличил количество тренировок и нагрузку, начал «вшатывать» колени. В итоге, в один прекрасный момент боль исчезла и с тех пор меня  не тревожит.

Капоэйра помогла не только справиться с травмами, но и улучшить навыки в современной хореографии.

Тяжело тренировать детей?

– Когда взрослеешь, понимаешь, что нет желания доказывать что-то себе, а хочется развивать молодежь. Я веду в «Камертоне» детскую группу направления «Акробатика» для детей до 12 лет. В процессе занятий замечаешь, как ребенок растет. Еще в начале занятий он ничего не мог сделать, а сейчас выполняет все упражнения, и даже то, что я сам иногда не могу выполнить. Работая с детьми, преподаватель должен мотивировать их, но делать это не искусственно, а по-настоящему, показывая своим примером, что невозможное возможно. Все дети разные, и каждый талантлив, достаточно правильно замотивировать.

В танцах ты более 20 лет. Что вдохновляет заниматься любимым делом до сих пор?

– Нравится испытывать адреналин после выступления на сцене. Приятно слышать аплодисменты зрителей и знать, что в зале находится сын, который всегда меня поддерживает. А еще – познание возможностей своего тела. Выдержу ли я или нет?

Теги статьи: #Капоэйра #Танцы

Автор текста: Азар Менгниязов


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$