Выбран регион
×
История
0

Загадочные люди с Агана

Варьеганцы известны своим дружелюбием и гостеприимством.


Они сумели сохранить гармоничное отношение с природой.  
Национальное село Варьеган славится как родина ненецкого писателя Юрия Вэллы. Тут он даже открыл свой парк-музей  под открытым небом в содружестве с известным новосибирским этнографом Измаилом Гемуевым.
 Первый значит лучший
В  нем можно познакомиться с бытом коренных народов югорской земли, с носителями этнической, материальной и духовной культуры.  Это самый первый музей на территории района и один из первых национальных музеев в Югре.
 Открыта для посетителей и сувенирная лавка, где можно приобрести памятные сувениры, изготовленные по традиционным и современным технологиям мастерами села.
Население Варьегана составляет 660 человек, из них 528 - коренные жители Севера, в основном это аганские ханты и лесные ненцы. А вообще здесь проживает  пять основных родов: Айпины, Казамкины, Сардаковы (три рода ханты) Айваседы и Иуси (два рода ненцы). 
Юрий Вэлла  выяснил, что  уже в глубокой древности на берегу Агана, где раскинулся современный Варьеган, селились люди. На яру, на самом высоком его месте, метрах в ста от берега аборигены ставили свои чумы. Это стойбище было довольно большое.
В структуру парка-музея входит дом-музей Юрия Кылевича, открытый в июне 2016 года после его ухода из жизни. Он знакомит с жизнью и деятельностью  известного общественника, оленевода, поэта, члена Союза писателей России, почетного гражданина Нижневартовского района.
Современный ракурс
Сам Варьеган стоит на яру, который называется Топориный яр или Яр топора. Сегодня облик национального поселка вполне респектабелен: десять улиц общей протяженностью пять километров, сотня домов, современный Дом культуры и прекрасный детсад. А еще  большая школа в капитальном исполнении и интернат для детей ненцев и  ханты - здание, где есть все необходимое: просторные кабинеты, столовая, спортзал, музей. 
В Варьегане бережно хранят, изучают, популяризуют и развивают традиции коренных народов Севера: ханты, манси и ненцев. Получили развитие современные формы музейного экскурсионного обслуживания и досуговая деятельность. В историю Югры жители села Варьеган  вписали немало славных страниц. 
Население постоянно проживает как в поселке, так и на многочисленных стойбищах, расположенных в бассейне Агана, в основном по его притокам, занимается оленеводством, охотой, рыболовством и собирательством дикоросов. Целых два дома в этом селе занимает большая семья Казамкиных.
Предки современных коренных народов обосновались на югорской земле еще задолго до основания Варьегана.
Откуда пошел род Казамкиных 
Директор  новоаганского этнографического музея  Виктор Колодкин  писал, что много сотен лет назад всю землю залила вода. Спасаясь от наводнения, люди построили большие плоты и перебрались на них с 
семьей и имуществом. Много дней носило их и раскидало плоты с людьми так далеко от родных мест, что люди не знали сами, куда попали. Так, согласно легенде, ханты оказались на реке Аган. Для рода Казамкиных, местом первого стойбища прародителей был бугор вблизи Агана, самого крупного северного притока реки Ампута. Антон Казамкин жил  на месте, где причалил плот прародителей, давших  начало одному из рода Казамкиных. У Антона Александровича и его жены Евдокии Ефимовны из рода Ун-Нум-Пи-Ях  были дочь и три сына: Никита, Алексей и Андрей. Антон Александрович представлял свой род перед царскими чиновниками, он платил налоги,  выезжал на оленях до Сургута, а оттуда на лошадях с переводчиком  до Самарово. Никита и Алексей, повзрослев, отделились от отца и жили отдельными  хозяйствами, но  поблизости от родительского дома. Андрей был младшим сыном,  по обычаю народа ханты младший сын или дочь должны постоянно находиться рядом с родителями,  пока они живы. 
С  появлением нефтяного промысла Андрей Казамкин, из-за нехватки пастбищ для оленей, вынужден был бросить места, где он когда-то вырос. По инициативе энтузиастов и Юрия Вэллы, естественно с согласия Андрея Антоновича, на территорию парка-музея села Варьеган была перевезена его летняя изба.

Важна истина
- Я родилась в поселке Варьеган в 1968 году, родители мои: папа - ненец, мама - ханты, - вспоминает методист этнографического музея Лидия Плигина (Айваседа). - Историей поселка я начала заниматься, когда пришла работать в музей. Мне поручили  собрать родословную Айваседы. Я работала со старыми фотографиями из музейного архива. Привлекла внимание  одна из многих - размытое от времени изображение не то улицы, не то села. Старожилы решили, что фото сделано примерно в 1927-1929 годах. С этой фотографии  мы и начали собирать историю поселка Варьеган.
Выяснилось, что в селе раньше была площадка для приема самолетов. Летали «кукурузники». Мы стали обращаться к историческим фактам, трудам ученых. Первый материал, с которым столкнулись, была работа исследователя Севера, лесничего и краеведа Александра Дунина-Горкавича.  В 1900 году он прошел весь путь от верховья реки Аган и вниз и в своих работах описал все стоянки, все притоки речек, зафиксировал все стойбища, насчитал их около 30-ти. Семьи, которые там жили, занимались рыбалкой, охотой, сбором дикоросов, а позже оленеводством. В  летний период сельчане выезжали на речку, жили на песках и там же рыбачили, ловили рыбу и сдавали ее. 
Следующим трудом, заинтересовавшим музейных работников, стала работа Раисы Митусовой. Это родная сестра генерала Кутепова. Прочитали ее записи, и там нашли много описаний остановок  на разных стойбищах. Ее сопровождали проводники ханты и манси. Она смогла самостоятельно выучить язык лесных ненцев и стала свободно общаться с местным населением. 
По словам Лидии Плигиной, в ее работах описывается беленький мальчик Андрюшка. Это Андрей Казамкин - будущий знаток уникальных ритуалов хантыйского народа. Раиса Павловна дает очень много описаний наших дедов.
- И в летнее, и в зимнее, и в весеннее время одна семья  (семья Ысчетка  - утверждают,  что  это  Айпин  Степан  Титович, но  все  звали  его («Ысчетка») держала много оленей от моста, который идет в Новоаганск (Варьеганка), до моста Ампутинского.  Если это действительно так, то тогда Раиса Митусова, проезжая в 1923 году эти места, видела один чум, лабаз, нарты, на стойбище никого не было, видимо, люди погибли от тифа, - дополняет Лидия Васильевна. 

Варьеган в лицах
Установлена дата рождения села Варьеган - 1900 год. 
Лидия Васильевна живет в селе 50 лет. Ребенком приезжала сюда с дедом на оленях, потому что родители работали здесь, а она училась в новоаганском интернате. Когда навещала родных, видела, как менялось будущее село и его центральная улица. Ее исследовательский проект «Варьёган в лицах» высоко оценили специалисты. Исторические снимки сотрудники музея поместили на стенд и показали жителям в день села. Они привлекли внимание многих односельчан: все искали родные лица, узнавали соседей и детей, ставших теперь уже родителями. Так продолжились поиски фамилий. Например, по архивным документам выяснилось, что председателем здешнего колхоза был Константин Васильевич Казамкин. Родовое стойбище Казамкиных находилось на месте современного Радужного, где одна из улиц носит теперь имя человека, оставившего свой след на этой земле. Вспомнили и Пелагею Филатову, которая положила начало звероферме в Варьёгане. За самоотверженный труд она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. А еще Филатова воспитала себе смену - Топу Айваседу.
Продолжение следует.


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$