×
В Югре
0

Александр Синицын: «Мы собственное прошлое принимаем за экзотику»

Все мы прекрасно знаем выражение «бить баклуши». Считалось, что это настолько простая работа при изготовлении ложек, что выполнить ее мог даже ленивый подмастерье или ученик ремесленника. Сегодня, казалось бы, нам в наследство досталась только поговорка о человеке, который любит отлынивать от любой работы. Однако в Югре живет мастер, для которого это – искусство.

Александр Синицын, мастер народных художественных промыслов и ремесел из Нягани, провел мастер­-класс по изготовлению вятской ложки во время работы выставки «Как ремесло на Руси живет», организованной окружным Центром народных художественных промыслов и ремесел.

– Я застал время, когда женщины артелями сидели по кругу и, перекидывая друг другу баклуши за два-­три движения, уже выкидывали готовые ложки, – рассказал Александр Иванович. – А потом был период, когда подобные старинные вещи доставали с чердаков и выбрасывали. Сейчас предметы быта, изготовленные руками, люди воспринимают как экзотику. А ведь это наше собственное прошлое, которое мы утеряли.

В его детстве для любого мальчишки было честью смастерить деревянную винтовку, похожую на настоящую.

– Если плохо сделаешь – засмеют, – с улыбкой вспоминает прошлое няганский художник. – А наши отцы­-фронтовики и учителя были заинтересованы в том, чтобы мы всегда были при деле. Нам доверяли и топором работать. В классе 7–8­м мы вовсю им тесали бревна. Сегодня такими инструментами, которые я использую при резьбе, детям разрешают пользоваться только с 14 лет. А к этому времени у ребенка уже интерес пропадает.

В школе деревни Николаевское Кировской области, где Александр вырос, была организована школьная обсерватория. Мальчишки топорами вытесывали колонны для нее. По словам моего собеседника, все сельчане прибегали к ним, чтобы посмотреть на звездное небо и Луну.

По профессии Александр Иванович – сельский механизатор. Однако сегодня в Югре его хорошо знают как талантливого живописца и народного ремесленника. Однажды как-­то рядом с ним поселился сокурсник известного художника Владимира Игошева. И он как человек, который всю жизнь мечтал стать художником, напросился к нему в ученики.

– Я с ним три зимы писал картины, – поделился Александр Синицын. – А потом сосед­-художник сказал, что оказал мне медвежью услугу. Так и получилось. Любители меня за своего не признают, а профессионалы документы спрашивают. Диплома-­то у меня нет. Я люблю рисовать портреты, натюрморты. Работаю в любой технике: акварель, пастель, масло. Вот освоил акварель по шлифованному дереву. Знатоки говорят, что невозможно писать акварелью по дереву. А я пишу. И все время стараюсь учиться...

На моих глазах мастер без всяких меток топором сделал заготовку, а затем ножом придал кедровой баклуше форму ложки. Разные инструменты ловко менялись в его руках, пока наконец он не преподнес мне почти невесомую, изящную деревянную ложку.

– В каждой вещи должна быть гармония. Конечно, если человек в первый раз возьмется за это ремесло, у него не сразу все получится, но надо упорствовать. Ведь не боги горшки обжигают, а Пастернак, – смеется Александр Иванович, переиначивая поговорку и напоминая мне про свою коллегу Ларису Пастернак – еще одного удивительного человека, художника-­керамиста, воссоздавшую в течение своей жизни не один глиняный горшок.

Удивительное дело, но когда во время различных выставок Александр Синицын проводит мастер-­классы по резьбе по дереву, вокруг него собирается в большей степени прекрасная половина человечества. И нет ничего удивительного, ведь это все мужское настоящее дело!

 

Мастер-класс

Вам понадобятся:

– кедровый брусок;

– топор;

– нож;

– полукруглая стамеска;

– нож­-ложкорез;

– наждачная бумага.

1_etap.jpg  1. Баклушу обстругиваем топором, чтобы придать ей форму ложки.

22_etap.jpg  2. Затем ножом придаем черпаку яйцевидную форму.

33_etap.jpg  3. Стамеской вырезаем углубление в черпаке.

4_etap.jpg  4. Продолжаем делать углубление черпака, но уже ложкорезом.

55_etap.jpg  5. Придаем форму ручке и затем всю ложку обрабатываем наждачной бумагой, чтобы не было заноз.

66_etap.jpg  6. Ложка готова!

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии