Выбран регион
×
0

Нет преград

Общеобразовательная школа № 9 в Сургуте была построена в микрорайоне железнодорожников два года назад по программе «Сотрудничество». И буквально в первые же дни желающих обучаться в ней оказалось рекордно много. В первый год работы здесь укомплектовали только 12 первых классов. В этом набрали 13 классов «новобранцев». Но уникальна школа еще и тем, что на этапе проектирования ее задумывали как школу без барьеров и границ, где обучаться смогут дети с разными образовательными потребностями. Так и вышло. В этом году посещать образовательную организацию будут 78 детей с ОВЗ. 

 

Без барьеров
Двери этой школы в прямом смысле слова открыты для всех. Попасть в любой кабинет хоть на коляске, хоть с помощью специальных ходунков можно без особых трудностей – ни в одном помещении нет порогов. На второй и третий этаж ходит специально оборудованный лифт, а переносные пандусы есть везде, где они  нужны. Для особенных детей кабинеты оборудованы на первом этаже. Рядом с ними – специальные санузлы, открыть которые с легкостью может даже самый маленький ребенок, достаточно приложить руку к двери. Здесь же медицинский блок, столовая и гардеробная. И даже в актовом зале предусмотрен пандус, чтобы воспитанники школы с легкостью могли подняться на сцену.
Специально для детей с особыми образовательными потребностями в школе № 9 сформировали два класса с отдельными кабинетами. В одном обучаются пять детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В другом – 12 школьников, для которых будут созданы специальные условия для получения образования, а также коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
– Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата пойдут уже в шестой класс, они, как и все их сверстники, обучаются по программе ФГОС ООО. 12 детишек придут к нам впервые, для них в День знаний прозвучит первый звонок. Остальные ребята обучаются в классах инклюзивно, то есть со всеми детьми вместе. Шесть ребят находятся на домашнем обучении, – рассказывает директор школы № 9 Елена Дорохина. – Для учащихся разработаны и утверждены индивидуальные учебные планы, расписания занятий – в зависимости от их состояния здоровья, запросов и рекомендаций врачей.

 

Наравне со всеми
С первоклассниками, которым предстоит обучаться в отдельном классе по адаптированной программе, будут заниматься не только педагоги начальных классов, но и педагог-психолог, а также логопеды и дефектологи. Таковы требования федерального стандарта. В школе объясняют: у этих учеников часто нарушена речь, и при грамотной коррекции педагогов отставание можно нивелировать уже к старшим классам. Для шестиклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе оборудовали специализированный кабинет. Невысокие парты, интерактивная доска, тактильная клавиатура. Елена Дорохина показывает электронные лупы, которые закупили в этом году. С их помощью дети могут видеть даже мелкие буквы в учебниках.
– Многие из детей в этом классе имеют проблемы со зрением, и такие лупы помогают им видеть, что написано на доске педагогом. С их помощью удобно писать в тетрадях. Для этого достаточно навести экран на необходимый предмет и кнопками выбрать нужную функцию: увеличить изображение, выделить его другим цветом или сфотографировать, чтобы рассмотреть детально, – демонстрирует гаджет директор школы.
Закупили и тактильные клавиатуры. Это тоже необходимость. С их помощью у детей можно развивать мелкую моторику и параллельно изучать информатику. С оснащением 
кабинетов и предметно-пространственной среды в коридорах школы помогают как городские, так и окружные власти. Ежегодно образовательная организация получает средства из окружного бюджета.

 

Нескучные перемены
Кстати, только кабинетами учебная среда для особенных школьников не ограничивается. На переменах они вместе с остальными детьми выходят в коридоры. На каждом этаже оборудовали зоны отдыха, например, есть уголок буккроссинга, где школьники обмениваются книгами и делятся впечатлениями от прочитанных произведений.
– Когда мы организовывали это пространство, то даже не предполагали, насколько оно будет востребовано у детей. На переменах они не бегают, большинство из них увлечены чтением. Мы иногда сами приходим сюда, чтобы посмотреть, что же за книгу они обсуждают. Педагоги тоже приносят сюда книги, берут почитать другие. И в этом также активно участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья, им безумно нравится и общаться со сверстниками, и расширять список прочитанных книг, пусть даже не по школьной программе, – заверяет Елена Дорохина.
На первом этаже школы еще установлены настенные игры, а пол – интерактивный: положительно влияет на процесс реабилитации детей с различными нарушениями здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата и слуха.
Придумали учителя и грамотное применение гаджетам. Теперь школьники не просто в них играются, а скачивают умные приложения, с помощью которых в прямом смысле слова сканируют стены школы.
– На своем телефоне учащийся может установить специальную программу, с помощью которой, поднося телефон к изображению, ребенок слушает интересные факты о космических достижениях, планетах и выдающихся ученых. Это очень интересно всем нашим учащимся. Детям, увлеченным одной идеей, практически все равно, как передвигается его сверстник из соседнего класса, – проводит нам экскурсию по школьным коридорам директор учреждения. 

 

Толерантность на деле

Отдельного внимания заслуживает вопрос тактичности и воспитания учеников. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных классах на каждой параллели. Инклюзия как раз и предполагает обучение детей разных категорий вместе.
– Мы сотрудничаем с Центром адаптивного спорта, и к нам неоднократно приходили педагоги учреждения, чтобы проводить беседы с детьми о том, как необходимо вести себя с ребенком-инвалидом. Для многих детей было удивительно узнать о том, что таких людей не нужно жалеть – это может вызвать обратную реакцию. После таких лекций эффект большой: параллели седьмых-восьмых классов в прошлом учебном году высказали желание делать больше проектов, направленных на взаимодействие с такими детьми, чтобы они могли больше общаться, дружить и помогать друг другу.

 

Объединяющий космос
Как и все остальные, дети с ОВЗ после первой смены остаются на вторую, в это время они занимаются в кружках по интересам. Любимыми у таких детей является театральная студия, там они ставят кукольные спектакли и выступают на сцене. А еще пользуется популярностью исследовательская лаборатория «Восток», где в игровой форме можно изучать основы астрономии и космонавтики. Здесь понравится и взрослым. Продумана на «станции» каждая деталь. Информационные стенды, магнитно-маркерные развивающие панно, светодинамические тактильные панели, – все это помогает детям лучше узнать Солнечную систему. Оборудование позволяет не только расширить знания, но и развивать сенсомоторные навыки. Каждую планету в космической лаборатории можно в прямом смысле слова потрогать.
Вообще же для школы № 9 астрономия является любимой наукой. Даже вне лаборатории дети могут изучать небесные тела, искать созвездия и устраивать викторины в промежутках между уроками. Что и делают – все вместе, одним большим коллективом, где нет преград для дружбы.

Фотографии сюжета / 3 фото

Теги статьи: #Школа №9

Автор текста: Ольга Прядоха


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$