Стёжка за стёжкой...

Автор текста: 
Автор фото: 
10.09.2015

Сегодня на Югорской земле проживает более 120 различных национальностей. Одни народы обитают здесь издревле, другие пришли в поисках лучшей доли не так давно: и всем нашлось дело, каждому - свое место. Русские, ханты, ненцы и манси, татары, азербайджанцы... Мы живем, осознавая свою этническую инаковость. Но каждый день мирно взаимодействуем на работе, по-соседски приветствуем на лестничной площадке, вместе готовим праздники для своих детей в детском саду и школе.

И, сами того не замечая, делимся своим мировоззрением, традициями, которые столетиями исподволь взаимопроникают друг в друга и неизбежно образуют точки пересечения даже самых ярких и самобытных культур.Чем мы отличаемся и чем похожи, где эти точки соприкосновения, расскажет «Перекресток культур» - новый проект журнала «Югра», посвященный Году сохранения художественных промыслов и ремесел.

Своя рубашка ближе?

Известно, что этническая самобытность народа наиболее стойко сохраняется в традиционной одежде. И даже переселение этноса на другие территории, появление новых материалов и технологий, которые, безусловно, приводят к определенным трансформациям, не могут коренным образом изменить саму суть национальной одежды. Потому что основополагающими факторами в ее формировании всегда являются географические условия и хозяйственные занятия, а также верования и обрядность, свойственные тому или иному народу. Часто именно они и обуславливают сходство и различие в одежде разных культур. Взять, к примеру, русский народный костюм обитателей деревни, суть которой - широкое раздолье, поля и пашни. И костюм ханты, таежных жителей, живущих охотой и рыболовством. В основе того и другого - простая рубаха-туника.

В старину говорили: по одежке встречают

Одежда в традиционной культуре воспринималась не только как покров, но одновременно и как след, тень человека и считалась неразрывно связанной с ним и его судьбой. Костюм был своеобразным паспортом, по которому можно было «прочитать», откуда человек родом, чем занимается, каков его общественный и семейный статус. Особенно ярким и выразительным примером тому служит традиционный женский костюм, о котором мы и поговорим в этот раз.

Женский наряд Русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», его основные части - рубаха и сарафан, в отличие от одежды южнорусской, включающей юбку-поневу. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен, с ней связано немало поверий. К примеру, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Помните, как говорят о людях-бессребрениках: отдаст последнюю рубаху.

Разглядывая в окружном Центре ремесел экспонаты выставки «История одежды - история этносов», обратила внимание на женский свадебный костюм, представленный сургутским мастером Ириной Ненько: белая рубаха, украшенная искусной вышивкой, красный сарафан. На повседневную же одежду шла цветастая или клетчатая ткань (натуральный лен, хлопок, сукно), и украшалась она обычно скромнее.
- Вышивка использовалась не только для украшения, она имела и сакральное значение: славяне наделяли ее мощной обережной силой, -рассказала Ирина Николаевна. - Вышивали низ рукава и подол рубахи, горловину и планку на косоворотке для защиты всех жизненно важных органов человека от порчи и зла.

Согласно поверьям, огромное значение имело и то, какими нитками вышито изделие. Наши предки верили, что хлопковые лучше всего подходят для защиты от дурного глаза. Льняные нитки действуют умиротворяюще. Шелк хорош, когда надо сохранить ясность мыслей. Он также помогает в сложных ситуациях, связанных с работой.
Шерсть защищает тех людей, в жизни которых случилось что-то нехорошее - болезнь, потеря близкого человека. Шерстяными нитками обычно вышивают узоры в области шеи, сердца, солнечного сплетения и низа живота, то есть там, где расположены главные энергетические центры человека. Обычно изображают силуэты животных, реже - деревья и плоды. А вот птиц и звезды шерстью не вышивают.

Интересно, что обережную вышивку делают гладкой, без узелков, чтобы оборвать энергетическую связь вещи с ее создателем.
Когда мы видим одежду, богато вышитую крестом или «набором», мы восхищаемся красивым орнаментом. Но мало кто знает, что вышивка на рубашке несла не эстетический, а практический смысл. Определенная схема вышивки на определенных участках одежды служила чем-то вроде опознавательных знаков. По вышивке на мужской рубахе можно было многое узнать о ее хозяине. На вороте вышивались знаки принадлежности к определенному сословию и профессии. На груди - символы, отражающие внутреннюю суть человека. На рукавах делали вышивку оберегов судьбы. Знаки на подоле позволяли понять, из какого рода человек, они характеризовали родовых богов и духов.

Орнамент и цвет женской одежды был также красноречив. Так, например, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек.
Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе, или старушки. А вот красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.
Как призналась Ирина Николаевна, вышивка стала для нее настоящей страстью:
- Люблю уединиться и стежок за стежком создавать узоры на ткани. Хочется вышивать и вышивать: часик, еще один, каждый день, пока не закончу работу. Занятие вышивкой, рукоделием помогает отвлечься от проблем, прикоснуться к прекрасному.

Ирина Ненько работает в школе №44 Сургута, преподает технологию. Ей нравится делиться своим творчеством с ученицами и очень хочется, чтобы основами традиционной вышивки овладела каждая девочка. Она старается, чтобы сам процесс творчества доставлял им радость и удовлетворение от проделанной работы, а результат - радовал и восхищал.

- На уроках мы изучаем вышивку: ее историю, значение символов, традиционные строчки. Особенно девочкам нравится вышивать полотенца для свадьбы, - улыбается Ирина Николаевна. - Есть и те, кто принимает участие в научно-практических конференциях, таким детям по душе еще и исследовательская работа. Некоторые девочки участвуют в различных конкурсах, фестивалях, отмечены дипломами победителей и призеров. Надеюсь, в будущем для кого-то из девочек вышивка станет большим увлечением на всю жизнь.

 Верхняя часть женской русской рубахи (лиф) называлась «рукава». Шили ее из тонкой материи, в отличие от нижней части - исподней, которую кроили из холстины. У ворота и на рукавах у запястья продергивали ленточки-вздержки, которыми сорочка в этих местах затягивалась в сборку. Сверху на сорочку надевали длинный, распашной или глухой домотканый сарафан - шушун. Широкий пояс на сарафан (или под него на рубаху) надевали очень высоко, под грудью.

Самые искусные вышивальщицы - южанки

На протяжении пятнадцати лет мастера окружного Центра художественных промыслов и ремесел воссоздают по музейным образцам изделия обских угров: женские и мужские рубахи, меховую одежду, обувь.
Вышивка шерстяными нитями -наиболее яркая особенность традиционного костюма таежных обитателей. Оказывается, среди локальных групп обских угров самой богато украшенной была вышитая одежда южных хантов и восточных манси периода XIX - начала ХХ вв., именно ее признают шедевром народного искусства Западной Сибири. Декорирование одежды бисером характерно для тромъеганских хантов (восточная группа). А вот у северных групп ханты он применялся редко, а у манси его вообще не было в одежде.

Костюм северных женщин состоит из платья (тот же туникообразный крой, только по подолу пришита широкая оборка) и халата. Полотно для нательной одежды ткали из льна или крапивы. У северных групп хантов и манси украшения одежды представляют собой узоры, выполненные аппликацией из ткани. На женском платье декорируются воротник, манжеты рукавов, полочки и подол. Аппликация применяется и на женских халатах.

- По-другому формировались традиции в одежде у южных хантов и восточных манси, - пояснила Ольга Грабарь, специалист окружного Центра ремесел. - Южная группа хантов занимала в ХVIII - начале ХIХ вв. территорию в нижнем течении Иртыша до его впадения в Обь с его притоками Кондой и Демьянкой. И в силу своего географического положения оказалась рано вовлеченной в процессы интенсивного взаимодействия с культурой русского населения, осваивавшего Западную Сибирь, между ними активно шла торговля и обмен товарами. Украшение одежды бисером в большей степени преобладало у южных и восточных хантов еще и потому, что именно в этих группах широко бытовала одежда из сукна, для которой и была характерна такая вышивка. У северных хантов в настоящее время суконный сах утерян.

Интересно, что крой традиционной одежды у русского населения и народов Севера схож. Очевидно, это обусловлено самой тканью: домотканое полотно было узким, поэтому изделие и приходилось сшивать из составных частей, а кроме того, процесс ее изготовления был очень трудоемким, и в целях экономии кроили так, чтобы не было обрезков.
К примеру, при пошиве хантыйского халата выкраиваются прямоугольная спинка и две прямоугольные полы переда. Отдельно выкраиваются прямые рукава. К ним в области подмышек обязательно пришивается ластовица. При этом в русской традиции она из той же ткани, что и рубаха, а у обских угров до настоящего времени ее предпочитали кроить из материала другого цвета, как говорили старые люди, «чтобы не ослепнуть».

- Сбоку от проймы вшиваются клинья. По преданию старых мастериц, юганских хантов, вставным клином отличали одежду «живых от мертвых», - рассказывает Анжела Обирина, мастер народных художественных промыслов Югры из Лян-торского центра прикладного творчества и ремесел. - В традиционном обществе одежда выполняет не только защитные функции, охраняя тело от реальных и воплощенных иррациональными представлениями опасностей, но и существует как часть человека, одно из его воплощений. Поэтому украшения составляют неотъемлемую часть традиционного костюма, отражая его знаковую функцию. К примеру, угол между вертикальной и горизонтальной полосками бисерного украшения на полке халата обязательно оформляется цветными пуговицами или бисером, если в семье есть сын или брат. Если этого бисерного полукруга нет, значит, нет наследника.

Костюм: храм и жилище

Интересную параллель можно провести между архитектурой традиционного костюма и организацией пространства в культурах русского населения и коренных жителей Севера. Структура одежды таежных обитателей подчинена жизни на стойбище, в лесу, ее назначение - защищать от лютого холода зимой и беспощадного гнуса летом, она многослойна и, по сути, является миниатюрной копией традиционного жилища, напоминая по форме чум.
Силуэт женского одеяния в русской традиции напоминает старинный терем и одновременно православную церковь - сужается кверху, венчаясь «маковкой» головного убора: человек как храм, вместилище Бога на земле.

Вот и получается, что наши народы, с их яркой самобытной культурой, отличаясь в деталях, похожи в главном - в отношении к окружающему миру, в понимании того, что является самым важным, первостепенным. И это важное мы отображаем в традиционной одежде, символическим языком записываем и транслируем культурный код, рассказывая о своей вере, занятиях, принадлежности к роду и народу.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Все на поиски кристалла
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.