Устроить жизнь по Типикону

Автор текста: 
10.09.2015

Во второй половине XX века на север Западной Сибири приезжали люди из разных концов тогда еще единого Советского Союза - Башкирии, Украины, Белоруссии, Урала, Центральной и южной России и т.д. С собой новые жители городов Ханты-Мансийского округа привозили не только свои знания и умения в различных областях человеческой деятельности, но и обычаи.

Иногда в наших храмах можно встретить людей, которые крестятся двумя перстами - их так научили мама или бабушка, так крестились все в деревне, откуда этот человек волею судеб попал на Север.
В основном особенности религиозной культуры были восприняты этими людьми на уровне обычая и традиции, не имеющих самодовлеющего значения. Тем не менее нередко приезжие жители традиционно единоверческих деревень привозили с собой литературу, восходящую к дониконовскому времени второй четверти XVII века. Об этих книгах, экспонирующихся ныне в Музее реки Обь Нефтеюганска, хотелось бы сказать несколько слов. Взгляды и обычаи «старой», дораскольнической, Руси интересны и необычны для современного читателя.

Правильно славить

Но прежде чем говорить о книгах, следует сказать несколько слов о терминах и об истории. Древняя Русь приняла греческую веру -«ородоксиа», переведя это слово именно как «православие». В классическом греческом языке «66с;а» (так же, как, например, слово «Лбуод») имеет множество смыслов и может означать «мнение», «суждение», даже «мнимое знание», «замысел», а также «блеск», «сияние» и, наконец, понятие, оставшееся в современном греческом языке (такое же, какое имело и в Новом Завете) -«хвала», «слава».
Примечательно, что Русь восприняла христианскую веру именно как «православие» - не «право-мнение», не «правильное суждение», а именно как «правильное славословие». В радостном хвалении, свободном славословии Бога заключается глубочайший смысл христианства и жизни человека. Но исторические коллизии XIII-XVI вв. нанесли свой своеобразный отпечаток на еще не твердую почву российского православия.

Монголо-татарское нашествие привело не только к упадку культуры и нравственности, но и к оторванности России от Запада в культурном отношении, прерыванию взаимных связей и диалога. Византийская империя в XV в., оказавшись на грани уничтожения, согласилась на унию с католицизмом - признание учения и догматов Римской церкви при сохранении православных обрядов. В 1439 году уния была принята и византийским патриархом и императором, и киевским митрополитом Исидором. Исидора арестовали и дали возможность убежать на Запад, а перед Россией встал вопрос: как Русской церкви жить дальше? И Василием II Темным вместе с русскими епископами было решено объявить о самостоятельности Русской православной церкви. В 1448 году митрополитом Киевским и всея Руси был избран Рязанский епископ Иона.

Событие обретения Русской церковью автокефалии, несомненно, имело значение для сохранения собственной культуры и государственности, а также играло определенную роль для престижа государства. Но тем самым Русь вновь отгородилась, теперь уже от Византии и вновь от Запада. Утверждая вероучительную несостоятельность «латинства», отрицая его право на «истинность», русские в XV в. также стали подозрительно относиться к современной им Византии, греческому православию как к «уклонившемуся в латинскую ересь». Психологически здесь следует самоутверждение себя как единственной самостоятельной православной страны в мире, сохранившей христианское учение неповрежденным, чувство национального и религиозного превосходства.

В этой изоляции и самоизоляции: политической - в силу монголо-татарского ига, религиозной - в силу отрицания Запада и унии, а также, в силу обеих, культурной, российское православие со временем стало обладать чертами, не характерными для других Поместных православных церквей, но сложившихся в нашей Церкви.
Одной из главнейших особенностей жизненного уклада в России являлась чрезвычайная строгость духовной жизни мирян. Здесь следует уточнить, что религиозная жизнь в то время была неотделима от жизни общественной, частной и политической, всё существование человека было представлено в этой многогранной целокупности с превалирующим значением религиозной стороны.

В XVII в., середина которого нам хорошо известна благодаря сочинению архидиакона Павла Алеппского, монастырский устав практически в полной мере исполнялся мирянами. На молитвенное правило обыватель тратил несколько часов в день. Жизнь при этом шла своим чередом: с трудом, но развивались культурные связи, в Москве с середины XVII в. активно растет немецкая слобода, купцы и иностранные гости ходили в иноземных платьях. Между тем Русь по-прежнему оставалась достаточно закрытой страной, подозрительно относящейся ко всему новому, «иному», не своему, не освященному традицией и русской стариной.

Для русского сознания того времени был характерен явный религиозный максимализм. Царь Алексей Михайлович вместе с боярами и гостями выстаивал восьми- и 12-часовые службы, мыл руки после общения с иностранцем, ибо он - нечист. Нечист - потому что не православный. Русь чувствовала себя единственной в мире носительницей истинного православного учения, при этом с особенностью упования на правильное совершение множества деталей обрядового характера.

«В этот день мы вышли от обедни не раньше девятого часа, и всё это время народ стоял на ногах. Какое терпение и какая выносливость! Несомненно, что все эти люди - святые: они превзошли подвижников в пустынях. Мы же вышли, измученные усталостью, стоянием на ногах и голодом»... «В прошлую ночь и сегодня целых 24 часа стояли на ногах без пищи», - писал архидиакон Павел Алеппский. На службе патриарха Никона «простояли с ними на ногах целых семь часов на железном полу, при сильном холоде и пронизывающей сырости. Бог даст ему чувство меры! Он не пожалел ни царя, ни даже нежных детей».

Чувство меры не было свойственно нашим предкам в XVII веке. И народ не выдержал этого церков-но-государственного, слившегося в единый уклад, довлеющего над всем благочестия. «Если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них как подвижник, являя постоянное воздержание и пощение, занимаясь чтением (молитв) и вставая в полночь. Он должен упразднить шутки, смех и развязность и отказаться от употребления опиума».

Конечно, подобное религиозное рвение было искренно. Но проблема в том, что путь дореформенной России - это путь без вопросов, без сомнений в собственной непогрешимости, истинности и незыблемости устоев. Более того, путь протопопа Аввакума - это не консервативный путь, отнюдь нет. Устроение всей жизни по Типикону - уставу монастырскому! - это мысль не традиционалистская, но модернистская в православии. Всегда была известна разница между каноном Церкви и обычаем народа. Но при Алексее Михайловиче детально регламентируются церковно-народно-государственный порядок, который должен был (и в значительной степени таковым и являлся) быть общим, единым порядком этого богоустановленного царства Третьего Рима. «Победи Аввакум - и железно-кадильный занавес отрезал бы Русь от Западной Европы», - писал диакон Андрей Кураев.

Несомненно, никакого всецелого и огульного отрицания, максималистского деления на черное и белое, правых и виноватых быть не может. Не стоит ни идеализировать, ни демонизировать. В этом ключе хотелось бы рассмотреть книги, в коих представлены дониконовские постановления и которые сами представлены на выставке музея.

 «Представь себе, читатель, они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, беспрерывно кладут земные поклоны, и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы; и всего удивительнее, что в этом принимают участие и маленькие дети. Усердие их к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго у них молитвы, пение и литургия».
Архидиакон Павел Алеппский

Малый домашний устав

В первую очередь это «Малый домашний устав». Имеющаяся в музее книга издана в Москве в единоверческой типографии при Свято-Троицкой введенской церкви в 1901 году. В традиции Русской православной церкви после реформ патриарха Никона (середина XVII в.) такой книги не существует, но она достаточно популярна в староверческой традиции и реализуется вплоть до настоящего времени в новых изданиях в старообрядческих храмах. Сегодня устав РПЦ - это Типикон, богослужебный устав для монастырей. В старообрядческой же традиции «Малый устав» распространен, и сегодня можно достаточно свободно приобрести современное его издание.

«Малый домашний устав» является книгой, предназначенной для организации человеком своего молитвенного домашнего правила и в целом религиозной жизни. Представляет собой некоторую сумму предписаний, касающихся молитвы, поста, поклонов, трапезы и прочего. При этом, разумеется, в него вошли не только предписания, традиционно известные из Типикона, но и локальные уставные моменты русских монастырей дораскольнического времени: «Устав о христианском житии, сиречь, о постах, и о поклонах и о праздницех великих, средних и малых. Такожде и о домашней молитве, како достоит за всю церковную службу, лишившимся соборныя службы, псалтырию, или поклонами, или молитвами исправляти».

Отличия «великих», «средних» и «малых» праздников сегодня не слишком знакомы для простого прихожанина. Тогда же их знали досконально, т.к. вся жизнь человека строилась вокруг богослужения: спать ложились рано, чтобы ночью встать на молитву. Утром шли в храм либо вычитывали долгое правило дома, поскольку «необходимо лишившимся соборной службы псалтырью, поклонам или молитвой исправлять» это упущение. За пропущенную утреню полагалось 700 поклонов или 1 500 молитв Иисусовых, или несколько кафизм.

Приведем один пример, наиболее характерный и сущностно важный для понимания особенностей религиозной жизни того времени. По дораскольническому Уставу, если человек желает причаститься в субботу или воскресенье, ему следует всю неделю поститься «сухоядением» (невареная постная пища) с сугубыми поклонами и молитвами. Сегодня, как известно, современное правило подготовки ко причащению подразумевает пост в течение трех дней без мясных и молочных продуктов.

Справедливости ради стоит сказать, что современный Типикон содержит схожее указание, но строгость поста в нем не регламентируется, хотя срок установлен тот же - одна неделя. В чем сложность и некоторая проблемность данного постановления? Ответственность подготовки к таинству причащения не подлежит сомнению. Проблема в том, что для человека начисто исключалась возможность частого причащения либо человек обрекал себя на пожизненный пост, что в условиях «мира» вряд ли возможно. Впрочем, известно, что для многих россиян на протяжении веков нормой было причащение один раз в год, в лучшем случае - четыре раза в год, во время многодневных постов.

В следующей рассматриваемой книге, «Псалтири», представляющей собой точную перепечатку издания 1646 года, содержатся постановления святых Василия Великого и Иоанна Златоуста относительно чтения псалмов. Но при этом нашими предками упускались слова того же св. Василия о причащении: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову... Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу.» (Свт. Василий Великий. Письмо 89 (93)).
Таким образом, не углубляясь в тему особенностей религиозного уклада России дониконовского периода (это не является целью нашей статьи), лишь констатируем своеобразие общественно-религиозного уклада в России первой половины XVII века.

Скажем несколько слов о «Псалтири» как одном из наиболее примечательных изданий в коллекции музея. Книга представляет собой сборник, составленный в первой половине XVII в. и перепечатанный в конце XIX - начале XX вв. Сведения о дате выпуска, помещенные в последней главе книги, содержат информацию о том, что книга напечатана по благословению  патриарха Иосифа (1642-1652) «в лето 7154 (1646 г. - П.Б.) октября в 20 день до 6 декабря (19-го, н. ст.) в день Николая Чудотворца.». Таким образом, датировка книги указывается 1646 годом.

Старообрядцам в императорской России были необходимы книги, изданные до реформ, предпринятых во время правления патриарха Никона (1652-1666). Для этого в конце XIX - начале XX вв. была осуществлена перепечатка старинных книг, выпущенных в России до середины XVII века. Особенности текста настоящего издания - нумерация по листам, особенности гарнитуры, наличие цифровых сигнатур, отсутствие кустодов и т.п. - характерны для книг того времени. Это объясняется тем, что единоверцы при перепечатке дониконовских изданий полностью повторяли выходные данные, подобно современным так называемым «репринтным» выпускам дореволюционных книг.

Книга состоит из 15-ти глав уставного характера, предваряющих саму «Псалтирь», а также 11-ти глав, представленных канонами, молитвами и «заключением». Главы уставного характера содержат постановления о поклонах, об обучении детей грамоте, о порядке чтения «Псалтири» в течение года, о Великом посте, поучения свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста о чтении «Псалтири», о крестном знамении.

Главы, следующие после псалмов, содержат каноны за болящего и за умершего, правила написания имен в синодики, молитву над кутьей и т. д. В заключение следует молитвенное обращение к Пресвятой Троице за царя Алексея Михайловича, а также о благословении патриарха Иосифа на печать «Псалтири» и даты начала и окончания печати.

Продолжение следует

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Жизнь на буровой
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.