×
Культура
0

Вынужденный трамплин

В культурной среде Сургута произошла рокировка


С 1 января 2017 года три народных коллектива Городского культурного центра – ансамбль барабанщиц и мажореток «Сургутяночка», хореографический коллектив «Калинка» и вокальный «Отрада» - сменят место работы и статус: все профессиональные артисты, трудоустроенные в ГКЦ, перейдут на работу в Сургутскую филармонию и, следовательно, станут профессиональными уже во всех отношениях (в ГКЦ они значились как народные, т.е. самодеятельные, хотя и состояли в большинстве своем из специалистов с профильным образованием).

Не было бы счастья, да федералы помогли
Принять такое решение муниципальный орган по управлению культурой подтолкнуло изменение в федеральном законодательстве. Еще весной в Министерстве культуры РФ решили: муниципальные центры культуры и досуга, более известные как ДК, должны быть именно для самодеятельности. Их задача - предоставлять возможность для самореализации именно жителям, а уж концертными площадками выступать постольку-поскольку.
В Сургуте к разряду «муниципальный дом (дворец) культуры» относится только Городской культурный центр (бывший ДК «Строитель»), «Нефтяник» и «Камертон» под распоряжение Минкульта не попадают, так как являются ведомственными учреждениями. Поэтому перед городом и встала задача: удовлетворить требование федералов, но так, чтобы не пострадали ни город (а названные выше коллективы давно являются одними из самых ярких визитных карточек Сургута), ни люди.   
Вопрос решился не с кондачка. Рассматривать его начали еще в мае, рассмотрели множество вариантов, в том числе и других муниципалитетов. И, по мнению специалистов комитета по культуре и туризму администрации Сургута, нашли лучший: оформить профессиональных актеров ГКЦ на работу в Сургутскую филармонию.
- Прежде всего для того, чтобы эти коллективы просто сохранить, - пояснила председатель комитета по культуре и туризму администрации Сургута Ирина Верченко.  - То, что у Сургута есть своя - муниципальная - филармония, в очередной раз оказалось большой удачей. Городские культурные центры - бывшие дома и дворцы культуры - очень многих территорий в стране сейчас будут вынуждены или идти на нарушения бюджетного законодательства - искать возможность оплачивать работу профессионалов, на что больше не имеют права, или и вовсе расформировывать такие коллективы.  
Сейчас специалисты комитета по культуре совместно с руководителями бюджетных учреждений формируют муниципальные задания и творческие планы на следующий год.
- Он будет пилотным, подчеркну это слово, в таком составе мы еще не работали. Но как включить для нас новые, а для Сургута старые коллективы в репертуарный план, мы уже придумали, - уточнил директор Сургутской филармонии Яков Черняк.
«Брать или не брать» - вот не вопрос
- Альтернативы «брать или не брать» профессиональные коллективы ГКЦ в свой штат у нас не было.  Их я знаю десятки лет, лично принимал участие в их становлении и развитии, - продолжил Черняк. - Проблемы были именно с оформлением этого перехода, формулировкой и уточнениями экономическо-финансовой составляющей вопроса. Ну и с содержательной частью. Переход из одного учреждения культуры в другое, профессиональное, нельзя использовать формально, когда, по сути, это уникальная возможность предоставить коллективам новые точки роста. В том числе поставить перед ними новые задачи, повысив их профессиональную планку.    
Художественный совет филармонии уже не просто придумал, а начал обсуждать программы с участием «новеньких». Но если вопрос, как задействовать в филармонической концертной программе танцевальный или вокальный коллектив, относительно понятен: ансамбли песни и танца в России хорошо известны, а их выступления пользуются большой популярностью, бери и тиражируй - то интеграция уникального коллектива барабанщиц и мажореток, к примеру, в выступление симфонического оркестра пока терра инкогнита.
 - Этот коллектив очень яркий, один из лучших в стране в данном направлении. Но для филармоний он нетрадиционен. И наша задача - найти ему самое точное применение, чем мы сейчас и занимаемся. Но одно скажу точно: задействован он будет не только на крупнейших городских мероприятиях, как это было до сих пор. С переходом к нам у них появляется свой конкретный план - концертов, премьер. Тема пока новая и для них, и для нас, - уточнил директор филармонии, старательно избегая называть коллектив его именем - «Сургутяночка».
Потому что отвыкать от этого названия и у участниц ансамбля, и у его поклонников времени нет: «Сургутяночку» ждет ребрендинг. И по ряду документов он уже произошел. Теперь, в составе Сургутской филармонии, прославленный коллектив под руководством хореографа Лилии Сергучевой носит название «Дефиле-бенд».
- Это название абсолютно соответствует тому, как мы предполагаем этот коллектив задействовать, - считает Черняк. - Прежде всего это будут комплексные продукты - совместные выступления с другими нашими коллективами.
К слову, симбиоз разных по творческим направлениям коллективов можно считать «фишкой» Сургутской филармонии. И весьма результативной. Один из последних ярких примеров - совместные гастроли Сургутского симфонического оркестра с группой «Би-2» в Челябинске и Тюмени. Задействовать в своих выступлениях сургутских классических музыкантов - идея Левы и Шуры, которым очень понравилось работать с нашим коллективом год назад (концерт состоялся в рамках фестиваля «60 параллель»).
Место пусто не будет точно
Атмосфера в Городском культурном центре сейчас примерно такая же, как в многодетной семье, проживающей в маленькой квартирке, на этапе, когда старшие дети уходят в самостоятельную взрослую жизнь. Родители немного грустят, но гордятся, а младшие братья и сестры больше интересуются, когда же освободится жилплощадь.
- У нас сейчас 57 самодеятельных коллективов, в том числе 20 хоров! При этом большую часть времени и помещений  - более семидесяти процентов и того, и другого - пока продолжает занимать детская хореографическая школа, - привел статистику директор ГКЦ Александр Михайлюк.
По его словам, освобождающиеся в связи с переходом на новое место работы пространства и время пустовать не будут ни минуты: на освобождающиеся кабинето-часы уже формируется очередь. Тем более что объем муниципального задания в следующем году меньше не станет, а значит - вместо ушедших в филармонию коллективов профессиональных актеров должны быть созданы новые, самодеятельные. Количество мероприятий тоже снизиться не должно (о планах ГКЦ читайте в ближайших номерах «СТ»).
- Самое главное, что коллективы не теряются. Остаются в городе и в существующем составе, - считает Александр Михайлюк. - И мы - сургутяне - сможем их видеть на тех же концертных площадках и городских мероприятиях. Просто раньше они выступали от Городского культурного центра, а теперь будут от  Сургутской филармонии. Город, мне кажется, даже не заметит перемен. А если они и произойдут, то в лучшую сторону.  Этот переход открывает для артистов отличные перспективы для творческого роста. Если раньше в статусе самодеятельных коллективов они могли вырасти только до образцовых и народных. И только коллективно. То в филармонии народным может стать каждый артист! А это отличная мотивация.
- Для нас это не просто смена места работы. Это переход из одного качества в другое. Я надеюсь, что мы оправдаем надежды профессионального учреждения культуры - Сургутской филармонии, - высказала точку зрения артистов своего коллектива Лилия Сергучева. - Для нас это огромный стимул повышения мастерства: чего скрывать, при учреждении клубного типа мы уже начали останавливаться в своем творческом развитии.

Теги статьи: #Сургутская филармония #ГКЦ

Автор текста: Маргарита Прокопенко    Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии