Энергопоезд Сургута

Как в город пришел большой свет

Солнечные лучи весело поблескивают, перескакивая с одного большого окна на другое головного офиса «Сургутнефтегазбанка», что на проспекте Набережном. Мимо этого красивого здания мчатся машины, суетливо идут прохожие. Трудно представить даже, что некогда здесь был совершенно иной ландшафт и «здание», прямо скажем, стояло совсем иное. 

Под шум осин да ставенки резные
На месте этом в середине прошлого столетия был установлен энергопоезд. Благодаря ему была обеспечена бесперебойная подача электроэнергии в дома сургутян и на предприятия города. А о бурных событиях тех дней напоминают осинки, что растут рядом с банком, высаженные некогда на субботнике коллективом энергопоезда. Руководил им человек, который знал о работе энергопоездов не понаслышке – Петр Дмитриевич Лапшин. Он изучал «науку» работы энергопоезда находясь в разные годы в должностях турбомашиниста, дежурного инженера, мастера турбинного цеха и старшего дежурного инженера. 
Сургут для Лапшина стал родным. С самого первого дня город пришелся по нраву. Тогда ему в организации работы энергопоезда немало помогли и коренные сургутяне, пришедшие работать на невиданное предприятие – братья Владислав и Алексей Домашовы. Они самоотверженно трудились наравне со всеми во время перевозки вагонов, их подключения, а затем и последующих десяти лет работы энергопоезда.

Нелегкий путь энергии
Было это в 1965 году, когда проходчикам недр необходимо было ускорить темпы добычи нефти. Энергии же, подаваемой с дизельгенераторов, для этого было явно недостаточно. Всего 700 лошадиных сил выдавал один такой генератор. А был громоздким, шумным, занимал много места и требовал постоянного технического осмотра, для чего на буровой держали целую бригаду. На одном из своих совещаний летом 1965 года нефтяники НПУ «Сургутнефть» решили, что месторождениям и городу уже не обойтись без электроэнергии, да и сколько можно мучиться с дизельгенераторами. Самым приемлемым вариантом было в то время привезти в город энергопоезд. Доставка компактного эшелона снимет проблемы и не потребует больших затрат, как при строительстве тепловой станции, а мощность энергопоезд выдает большую. 
Как раз и специалист подходящий был на примете – тем же летом встретился главный энергетик «Сургутнефть» Александр Андреевич Паклинов с будущим начальником сургутского энергопоезда Петром Лапшиным, который был с проверкой готовности к пусконаладке энергопоездов в Нефтеюганске. Петр Дмитриевич от предложения не отказался и, не заезжая к себе домой в Новосибирск, срочно поехал в город Алексеевку Белгородской области уже в должности начальника энергопоезда № 129. Предстояло ему необычный состав доставить в далекий северный город Сургут. 
Сложный путь состоял из нескольких этапов. Первоначально нужно было довести энергопоезд по железной дороге в Тюмень. Много пришлось труда вложить Лапшину для того, чтобы как можно скорее добраться до нее. Приходилось на каждой станции разговаривать с начальником, чтобы не задерживали энергопоезд, пропускали вперед – нефтяникам срочно нужна электроэнергия! Да и время не терпит еще потому, что предстояло осуществить доставку в Сургут по воде. Пока навигация - нужно спешить. Железной дороги в те времена еще не было.
Выгрузка вагонов производилась на временные железнодорожные пути по той же схеме, что и погрузка – с помощью подвижного звена и тягачей на гусеничном ходу. В течение недели вагоны выгрузили и стали готовить трассу для перевозки вагонов до места монтажа. От места выгрузки до него пролегала болотистая пойма около трех километров. Она была просто непреодолимым препятствием для доставки энергопоезда на место монтажа. Надо было снова что-то предпринимать. Решение, конечно же, нашлось, и нефтяники включились в работу по транспортировке энергопоезда. Для чего выделяли своих специалистов.

Чудо-сани Лапшина
Путь был нелегким. Приходилось пересыпать ручьи и заболоченность. А уж затем по этой трассе предстояло перевезти вагоны в район НГДУ. И опять проблема. Как теперь уже по твердой земле, схваченной морозом и покрытой снегом протащить вагоны? Здесь у начальника энергопоезда родилось предложение, за которое он впоследствии получил в качестве вознаграждения по тем временам немалые деньги - 200 рублей. О чем была сделана соответствующая запись в трудовой книжке. 
До места монтажа он предложил их доставлять на специальных санях, которые придумал сам. До конца февраля изготавливали сани из труб длиной 25 метром, в диаметре 300 мм. Высотой сани были около полутора метров. И на этих чудо-санях с помощью тягачей ДЭТ-250 перетащили энергопоезд, вагон за вагоном, до места монтажа в микрорайон нефтяников. 
Медленно, кропотливо шло продвижение. Важно было ничего не повредить. Энергопоезд № 129 мощностью 4 000 киловатт включал в себя три котла, турбовагон с генератором, вагон вспомогательного оборудования, распределительное устройство 6 киловольт, три вагона-градирни, вагон-мастерскую, служебный вагон и вагон-общежитие. Всего двенадцать вагонов. 
С доставкой было закончено. Теперь предстоял не менее сложный этап работы – установка энергопоезда. Нужно было построить здание, залить фундаменты под колесные пары вагонов, проложить рельсы, установить вагоны согласно технологической линии, смонтировать съемное оборудование, сделать пусконаладку и осуществить пуск энергопоезда. Параллельно этой работе комплектовался и обслуживающий персонал. Проектировал установку энергопоезда в Сургуте «Гипротюменнефтегаз», а установкой занималась тюменская фирма «Двигательмонтаж». 

Мощность – 8 000 киловатт!
Целый год продолжалась работа. А весной 1966 года прибыл еще один энергопоезд № 217, который по большой воде выгрузили на территории базы ОРСа «Сургутнефти». Работы, естественно, прибавилось. Монтаж второго энергопоезда шел параллельно с монтажем и пусконаладкой энергопоезда №129. Два энергопоезда могли выдать электроэнергии 8 000 киловатт, что существенно увеличивало надежность энергоснабжения как производственных объектов нефтяников, так и города.
Лишь только в марте 1967 года энергопоезд №129 дал энергию. Осенью того же года был введен в эксплуатацию и второй энергопоезд. Буровики впервые стали бурить на электроприводе от энергии с энергопоездов, а горожане не могли нарадоваться яркому свету. В городе началась иная жизнь.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
 
 
 
 
 
 
 
8
9
10
11
12
13
14
 
 
 
 
 
 
 
15
16
17
18
19
20
21
 
 
 
 
 
 
 
22
23
24
25
26
27
28
 
 
 
 
 
 
 
29
30
31
1
2
3
4
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
На повестке дня – спорт!
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Опрос

Какие ниши малого бизнеса, по вашему мнению, самые перспективные?

Какие ниши малого бизнеса, по вашему мнению, самые перспективные?
«Производство продуктов питания»
57% (24 голоса)
«Информационные технологии для бизнеса»
24% (10 голосов)
«Франчайзинг»
10% (4 голоса)
«Lifestyle — сервисы и услуги»
10% (4 голоса)
Всего голосов: 42

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.