У ремесла не без промысла

Автор текста: 
07.04.2015

Для наших дедушек и бабушек знакомство с окружающим миром, освоение родной речи происходило одновременно с первыми уроками домашнего ремесла. А в возрасте четырех-пяти лет ребятишки уже довольно уверенно чувствовали себя рядом со взрослыми на реке, в лесу, на покосе, за прялкой и выделкой кожи. И те технологии ставших редкими традиционных ремесел, которыми владеют ныне единицы престарелых мастеров либо выучившиеся у них молодые энтузиасты, некогда широко бытовали. Потому что изделия, представленные ныне в художественных салонах и на этнографических выставках, в то стародавнее время использовались в быту каждой семьи.

Домашние мастера старались украсить быт в меру своих способностей, в соответствии с родовыми, местными, национальными традициями. Тем и питалась народная культура. И если она имеет мировое признание, значит, душа народная, ее выпестовавшая, воспитана на высоких эстетических ценностях, созвучных иным культурам.

Из бабушкиного сундука

В конце февраля в Центре народных  художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийска состоялось заседание координационного совета субъектов сферы народных художественных промыслов и ремесел. Среди участников были представители муниципальных учреждений (музеев, школ искусств, центров национальных культур), некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели. Всего в этой сфере в нашем регионе задействовано более двух тысяч человек. Однако самые важные труженики на этой ниве, национальное достояние каждого народа - это, конечно же, мастера.

Сегодня в Югре живут и трудятся 32 народных мастера России. Правда, относимся мы к своему достоянию без должной заботы. В округе до сих пор нет общей базы данных мастеров - кто над чем работает, есть ли подмастерья, возможности обучения. Ведь мастер - это всегда учитель. Бывает, что мастер уходит из жизни, но об этом никто, кроме близких, не знает. Хотя работы его рук хранятся в российских музеях, за рубежом.

Конечно, этнопедагогика северных народов имеет свои особенности. В хантыйской семье, например, не принято объяснять ребенку, что, как и в какой последовательности надо делать. Малыш просто видит, как делают взрослые, и сам повторяет все действия. Большинство мастеров из числа коренных народов Югры не имеют навыка обучения своему ремеслу. Поэтому, как говорила директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Ольга Бубновене, нужно, чтобы вместе с такими мастерами работали методисты, владеющие основами педагогики, с тем чтобы обучать молодежь, детей тем промыслам и ремеслам, которыми мастер владеет, объяснять ученикам его действия.
По инициативе врио губернатора Югры Натальи Комаровой у нас будет создан реестр мастеров народных промыслов и ремесел - будем знать их поименно.

Гранты на ветер

Как отмечала на заседании координационного совета Ольга Бубновене, в Югре мастера и специалисты работают по 26 направлениям традиционного искусства.
Как известно, современным финансовым стимулом являются гранты. Их получателями не могут быть бюджетные учреждения или их сотрудники. И нередко обладателями грантов становятся ушлые дельцы, сумевшие убедительно представить свои проекты. Получив деньги, они не заморачиваются их целевым использованием, тем более что механизм контроля за использованием грантов не выработан. Заместитель директора Центра народных художественных промыслов и ремесел Ксения Илауски привела пример, когда владелец торговой сети получил грант на изготовление ножен. Вся сумма - 700 тысяч рублей была потрачена на приобретение партии готовых сувениров. По ее словам, к грантополучателям бесполезно обращаться с предложениями об участии в выставках, форумах - им это совершенно не нужно, поскольку нечего сказать, нечего представить.

 В большей степени традиционное искусство северных народов существует в форме домашних ремесел. Это работа с мехом, с ровдугой (замшей), рыбьей кожей, по кости, резьба по дереву, работа с берестой, плетение из корня кедра, из травы, ткачество, работа с бисером, текстиль, вязание, вышивка.

Ремесло - досуг ли только?

Шел разговор на координационном совете и о проблемах центров ремесел. В 2014 году в Советском, Октябрьском произошло объединение центров ремесел с музеями. В Советском сотрудники перешли в штат музея, но не была определена их дальнейшая работа. В Октябрьском центр ремесел прекратил свое существование, так как все были уволены, остался один методист. В настоящее время аналогичная ситуация сложилась в Лянторе.

В 2008 году в Нягани новый центр ремесел при музее перевели в центр национальных культур. По словам Ольги Бубновене, в здании центра ремесел были оборудованы лучшие в округе мастерские, была организована учеба мастеров. Однако новая администрация, в чье ведение перешел центр, отказалась сотрудничать с местными мастерами. В результате они оказались не у дел, а в мастерских теперь проводят мастер-классы приезжие умельцы, а центр работает как досуговое учреждение. Именно такой статус получили сегодня центры ремесел. Но ведь у традиционных промыслов и ремесел организация досуга искони была только одной из задач, причем не самых важных.

На состоявшемся в начале марта заседании Семейного совета Югры директор Аганского межпоселенческого центра национальных промыслов и ремесел Фекла Бондаренко подчеркнула, что народные промыслы - важнейшая часть культуры России и северных народов. «Это наши традиции, которые многие века передаются от поколения к поколению. Если родители не научили своих детей всем видам мастерства, человек просто не выживал в таких суровых условиях. Ведь в то время никто ничего не продавал, все предметы быта и транспортные средства изготавливали своими руками», - добавила она.

Как отметила врио губернатора Наталья Комарова, поддержка национальных традиций должна осуществляться на всех уровнях - от семейного и до системного: «Эти образы, традиции, обряды и праздники должны быть средствами приобщения подрастающего поколения к культурному и духовному наследию коренных народов Севера, ключом к сохранению нашей национальной самобытности».

Нескучающие ручки

Так называется некоммерческая организация помощи инвалидам в Сургуте. В студии занимаются дети с тяжелыми заболеваниями. Ребятишки изучают традиционную технику изготовления художественных изделий, сувениров - бисероплетение. Студия работает уже десять лет. В этом году двадцать работ студийцев были представлены в Москве. Столичные зрители не могли поверить, что авторы - дети, тем более страдающие ДЦП и другими столь же тяжкими недугами. Ведь любое декоративно-прикладное или художественное творчество предполагает не только освоение определенного алгоритма действий, но и усвоение соответствующего мировоззрения, зрелость души.

Вообще же, представители традиционной культуры с сожалением отмечают, что народное творчество уходит из школьных программ. И только в отдельных учреждениях, в основном энтузиасты, работают с детьми. Например, в Лянторском центре прикладного творчества и ремесел. В марте там проходила уже пятая городская детская научно-практическая конференция, посвященная ремеслам и промыслам. Конференция состояла из двух частей: теоретической - слушание и обсуждение докладов, и практической - проведение мастер-классов. Мальчишки, кстати, учатся делать ножны без всяких грантов.

В прошлом году в Лянторе проходила городская детская выставка-конкурс «Юный мастеровой». Восемьдесят юных мастеровых разного возраста - от дошкольников до подростков 17 лет - представили около ста работ, выполненных в разных техниках - традиционная работа с берестой, вязание спицами и крючком, работа с тканью и другие. Среди конкурсантов - участники творческих коллективов средних школ города, Лянторского центра детского творчества, городского Дома молодежи, Лянторского центра ремесел, детских садов, а также дети с ограниченными возможностями здоровья из центра социальной помощи семье и детям «Апрель».

В этом году детские конференции по промыслам и ремеслам проходят в нескольких муниципальных образованиях. В поселке Хулимсунт Березовского района ее инициаторами стали десятиклассники местной школы, которые побывали на такой конференции в городе и решили провести ее у себя. Взрослые поначалу отнеслись к их предложению несколько скептически, но препятствовать не стали. И подростки справились! Они успешно провели мастер-классы на родном языке для своих младших земляков.

Безотходное производство

Народный мастер России Фекла Бондаренко родилась в поселке Аган Нижневартовского района. Почти 60 процентов аганцев - ваховские ханты. Ее девичья фамилия - Покачева. До пенсии работала бухгалтером. А потом задумалась, чем же заниматься, став пенсионером? Все мы родом из детства. Вот и Фекла Семеновна рассказывает, что начала вспоминать, чем занималась в детстве, чем занимались в семье взрослые. В середине 90-х она создала в поселке музей-театр, который трансформировался в этнографический парк-музей, а с 2008 года - это центр национальных промыслов и ремесел. Глядя на Феклу Семеновну, которой в этом году исполнится семьдесят лет, слушая ее рассказ о том, чем занимается аганский центр, можно согласиться с утверждением, что в пятьдесят полноценная жизнь только начинается.

Главное сырье у ваховских ханты - береста (цветная и белая). Кроме нее, мастера используют корень кедра, черемуху, траву, оленьи сухожилия. Всё это она называет незатратными материалами, которые заготавливаются в окрестностях поселка. Нынешней зимой аганские мастерицы сплели шесть ковриков из травы пырей. Но мастер должен не только обладать определенными навыками. У хорошей мастерицы, по словам Ф. Бондаренко, никаких отходов не остается. Существуют негласные правила работы, например, нельзя выбрасывать остатки жильных нитей. Работая с жильными нитями, принято исполнять соответствующие песни, танцы.

В давние времена жизнь на стойбище регламентировалась временами года, фазами луны, положением звезд, жизненным циклом окружающих животных и растений. В Агане собрали материал для звездного календаря. Возрождают хантыйские детские игры - с палочками, шишками и т.д., благодаря которым развиваются мелкая моторика рук, глазомер. Специалисты центра порой предлагают своим взрослым гостям попробовать поиграть в такие игры, и очень редко кому удается метко запустить шишкой в цель. Местная же ребятня отлично справляется с этим.
Безработным в центре предлагают освоить какое-нибудь ремесло - сажают вместе с мастером - учись. Готовую продукцию центр принимает у них на реализацию.

Эта работа позволила создать в Агане сеть квалифицированных мастеров. Когда в прошлом году Югра готовилась к презентации в Париже, перед самым отъездом делегации выяснилось, что заранее не приготовили берестяные коробочки. А ведь в таких куженьках коренные жители и рыбу носят, и продукты хранят, и малышей купают. Кроме аганцев, никто не рискнул взяться за столь срочный заказ - за сутки надо было сделать сто коробочек. Почти весь поселок засел за работу! И как в сказке, к утру всё было готово. Сказано же: дело мастера боится.

Конечно, сегодня вопрос сохранения традиционных промыслов и ремесел напрямую не связан с проблемой физического выживания конкретной семьи, как это было в прежние времена. Однако можно поставить под сомнение национальное самосознание того народа и той семьи, в которых традиционная культура оказывается неактуальной.

Вебинар для Корликов

Фекла Семеновна упомянула, что трудно добираться до мастеров, работающих на стойбищах, в труднодоступных населенных пунктах. Ксения Илауски сообщила участникам заседания, что в Югре начал действовать интернет-магазин Tradiart, где можно сдать на реализацию свою продукцию. Организуется школа руководителя - будут проводиться вебинары, консультации по маркетингу, брендированию продукции, видеомастер-классы для начинающих.

Кстати, интеграция в новые технологии актуальна не только для мастеров из числа коренных народов Севера. Сегодня обращаются к своим истокам представители многих национальных диаспор округа. Видимо, порой надо надолго оставить родину, чтобы ностальгия по ней заставила вспомнить забытые навыки. Но ведь не наездишься всякий раз к далеким умельцам - в таких случаях выручит Интернет.

В Югре существует значительный потенциал развития ремесленнической деятельности, что обусловлено природными факторами, сохранностью национальных культур, наличием инфраструктуры, а также востребованностью сувенирной продукции среди туристов и населения региона.

Альтернатива китайскому ширпотребу

2015 год по инициативе врио губернатора Натальи Комаровой объявлен Годом сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру. Нашему региону действительно есть что сохранять и развивать, над чем работать. И хотя экономические условия сейчас не самые благоприятные для решения многих проблем в этой сфере, в то же время именно кризис заставил нас заниматься импортозамещением, развитием аграрного сектора и т. д. И это дополнительный повод обратиться к исконным национальным промыслам и ремеслам не только как к сфере, ориентированной на туризм и узкий круг посвященных и состоятельных, но попытаться сделать ее доступной и востребованной, конкурентоспособной. Чтобы в нашем быту мы пользовались изделиями не «made in China», но с нашей отечественной, в том числе и югорской маркой.

 В 2010 году по заказу правительства округа специалисты тюменского научно-технического центра «Перспектива» проводили маркетинговые исследования о перспективах развития ремесленнической деятельности в Югре. Был сделан вывод, что развитие народных художественных промыслов в округе позволяет решить такие социальные задачи, как повышение занятости коренных народов, сохранение культурно-исторических ценностей и традиций. Ремесленничество является одним из основных инструментов сохранения социальной стабильности в регионе.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югра

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.