Проверок меньше, а штрафы больше

Как Жилстройнадзор Югры защищает дольщиков, и не только их…
Автор текста: 
09.04.2015

В структуре органов власти автономного округа служба жилищного и строительного надзора – одна из самых востребованных населением. Сюда обращаются те, кто недоволен начислением платы за коммунальные услуги, кого не устраивает их качество, у кого есть претензии к управляющей компании. В службу пишут письма новоселы, которые не хотят мириться с недоделками, оставленными строителями; как к последней инстанции апеллируют обманутые дольщики; обращаются также те, кто нуждается в проведении государственной экспертизы проектной документации.

Недавно с отчетом о проделанной работе перед членами общественного совета выступил руководитель Жилстройнадзора Югры Кирилл Минулин. В целом общественники положительно оценили деятельность службы, но были высказаны предложения по улучшению работы не только жилстройнадзора, но и всего жилищно­-коммунального комплекса.

О том, как работает служба, рассказывает ее руководитель Кирилл Минулин.

– В 2014 году к нам поступило 5 457 обращений, по которым осуществлялся жилищный надзор, – начал разговор Кирилл Минулин. – Когда население не устраивает качество предоставляемых жилищно-­коммунальных услуг, когда накапливаются претензии к управляющим организациям, свои жалобы граждане направляют в органы власти. В этих жалобах чаще всего приходится разбираться нашей службе. Трудность в том, что с 1992 года на федеральном уровне было принято 158 законов и 3 124 подзаконных акта, регулирующих сферу ЖКХ.

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство с 2015 года на службу возлагаются дополнительные обязанности, к примеру лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации управляющие организации обязали раскрывать информацию о своей деятельности. Уже опубликованы данные о более чем 70 % жилого фонда многоквартирных домов – это лучший показатель в Уральском федеральном округе и один из лучших в Российской Федерации.

– Как жилстройнадзор борется с таким явлением, как обман дольщиков при строительстве жилья?

– Число участников долевого строительства в Югре растет, это подтверждают и цифры: если в 2010 году было заключено 3 450 договоров на долевое строительство, то в 2014­м – 5 456 на общую сумму 33 миллиарда руб­лей. Служба проводит как плановые, так и внеплановые проверки. При этом количество обращений граждан с каждым годом уменьшается, в 2010 году их было 94, в 2015­м – 26, но суммы административных штрафов за различные нарушения растут. Если в 2010 году на строительные компании было наложено штрафов на сумму 278 тысяч рублей, то в 2014­м – на 2,4 миллиона.

Помимо жилищного, служба осуществляет государственный строительный надзор, в ходе которого выявляется немало нарушений. К примеру, в прошлом году – 5 763, сумма административных штрафов составила 15,4 миллиона рублей. В службу обращаются граждане, юридические лица, также проводим проверки по требованию прокуратуры. Всего же в 2014 году было рассмотрено 732 обращения.

– Застройка городов и поселков нередко вызывает критику со стороны населения. Может ли жилстройнадзор повлиять на этот процесс?

– Да, мы контролируем вопросы соблюдения законодательства о градостроительной деятельности на уровне муниципалитетов. Жалобы граждан на точечную застройку являются основными причинами проведения внеплановых проверок. Просто запретить строительство того или иного здания потому, что против его возведения выступают жители близлежащих домов, мы не можем, так как принятие решений зависит от многих факторов.

Так, формирование и предоставление земельных участков для размещения объектов – это полномочия органов местного само­управления. Муниципалитет самостоятельно утверждает нормативы градостроительного проектирования, генеральный план и правила землепользования и застройки, в которых определяет предельные параметры разрешенного строительства (количество этажей, площадь зданий, потребность в парковочных местах). Служба не вправе вмешиваться в деятельность местной администрации при принятии ею соответствующих решений.

Градостроительным кодексом установлен порядок выдачи разрешений на строительство, определен перечень необходимых документов, которые должен представить застройщик. Соблюдение этого порядка и является предметом проверки.

– Какие нарушения встречаются чаще всего?

– Примерно половина – это нарушения требований законодательства при размещении зданий и выдаче разрешений на строительство. Большинство из них связано с ненадлежащим оформлением или отсутствием документов, которые застройщик должен представить в муниципалитет. В таких случаях служба выдает обязательное для исполнения предписание.

Если требования закона выполнены и у застройщика есть положительное заключение экспертизы проектной документации, но при этом объективно уменьшается степень благоприятности проживания жильцов соседних домов, служба не имеет законных оснований требовать отмены выданного разрешения на строительство. Мы всегда пользуемся возможностью дать муниципальным властям рекомендации о необходимости учета мнения населения и принятии мер для нормализации ситуации, вызывающей общественный резонанс.

– Контроль за строительной деятельностью невозможен без проведения экспертиз. Какими возможностями в этом плане располагает служба?

– В структуре жилстройнадзора создано автономное учреждение «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве». Здесь работают 27 уполномоченных экспертов, аттестованных по различным сферам деятельности. Каким? К примеру, в учреждении четыре эксперта по конструктивным решениям, три по водоснабжению и водоотведению, два по инженерно-­геодезическим изысканиям, два по теплоснабжению, вентиляции и так далее. Есть даже два эксперта по охране окружающей среды.

Всего же актуальные сферы деятельности государственных экспертов включают 18 направлений. Если в 2010 году сроки проведения экспертизы составляли в среднем 90 дней, то по итогам 2014 года – 50 дней.

– Как вы оцениваете эффективность государственного надзора?

– За последние пять лет жилищное законодательство претерпело большие изменения. Только в Жилищный кодекс РФ с 2010 года 17 раз вносились изменения. В стране выстроена трехуровневая система контроля в сфере ЖКХ: государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный контроль. Деятельность жилстройнадзора направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания граждан. Одним из наиболее значимых показателей, характеризующих деятельность службы, является доля выполненных предписаний. В Югре за пять лет она увеличилась с 85 до 92 %.

Сложившаяся судебная практика доказывает, что практически все оспариваемые предписания, постановления об административном наказании, вынесенные жилстройнадзором, судом признаются законными. Доля оставленных в силе судебных дел в течение пяти лет является стабильной – от 80 до 85 %.

– Какие бы вы внесли предложения для более эффективного осуществления службой контрольно-­надзорных функций, чтобы жители округа могли сказать: нам созданы комфортные и безопасные условий для жизни?

– В первую очередь, это развитие общественного контроля в Югре, повышение уровня подготовки общественников. Для этого, на мой взгляд, необходимо регулярно проводить мониторинг контрольно-­надзорных мероприятий и участие в них общественных советов, что позволит исключить возможность даже упоминания коррупционных рисков любого органа исполнительной власти.

Требует усиления информационно-­разъяснительная работа среди населения – профилактические меры способны повлиять на снижение правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в строительстве, повысить уровень правовой грамотности населения. В целом все это позволит снизить количество обращений граждан в контрольно-надзорные органы, сформировать грамотное, независимое экспертное сообщество.

 

Общественные советы в сфере ЖКХ созданы во всех городах и районах автономного округа во исполнение указа президента РФ с целью оказания содействия в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

Основные задачи общественных советов – обобщение и анализ общественного мнения по проблемам развития ЖКХ, изучение и подготовка предложений по их разрешению; анализ действующих муниципальных правовых актов и обсуждение проектов правовых актов в целях внесения предложений, направленных на усовершенствование нормативной базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В Югре члены общественных советов принимают участие в видеоселекторных совещаниях, в проведении публичных слушаний, присутствуют на заседаниях конкурсных комиссий при проведении открытых конкурсов по отбору УК для управления многоквартирными домами.

Общественный совет при Службе жилищного и строительного надзора Югры создан в январе 2013 года.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
31
1
2
3
4
5
6
 
 
 
 
 
 
 
7
8
9
10
11
12
13
 
 
 
 
 
 
 
14
15
16
17
18
19
20
 
 
 
 
 
 
 
21
22
23
24
25
26
27
 
 
 
 
 
 
 
28
29
30
31
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Типографии ИДНЮ
Опрос

Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?

Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?
Да, в многофункциональном центре (МФЦ)
42% (25 голосов)
Да, через "Интернет" (используя официальные веб-сайты и порталы государственных и муниципальные)
37% (22 голоса)
Нет, я не получал государственные и муниципальные услуги
15% (9 голосов)
Да, другими способами (по почте, факсу и др.)
3% (2 голоса)
Да, при личном посещении
3% (2 голоса)
Всего голосов: 60

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.