Выбран регион
×
Общество
0

Нематериальное наследие Екатерины Лоншаковой

Накануне 80-летнего юбилея митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел вручил заслуженному работнику культуры РФ, почетному жителю Югры Екатерине Лоншаковой награду Русской православной церкви – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, за «труды на ниве духовно-нравственного воспитания».

Директор колледжа русской культуры имени Знаменского Екатерина Лоншакова более 40 лет посвятила делу музыкального просветительства. В 1992 году она создала в Сургуте Общество русской культуры. В 1995 году по инициативе сургутянки старейшая на Обском Севере детская музыкальная школа № 1 была реорганизована в среднюю экспериментальную специализированную школу русской культуры имени А. С. Знаменского.
– Екатерина Владимировна, мне очень нравится ваш тезис, который вы любите повторять: «В Югре есть представители нематериального культурного наследия. Это люди, которые обладают большими знаниями о территории, на которой они живут».
– На самом деле, человеческий потенциал, который может быть нами превращен в ресурс дальнейшего развития нашего многонационального сообщества Югры, – это главный, еще не до конца использованный ресурс. Жители нашего округа, каждый в своем роду, обладают культурно-историческим наследием. А из этого и складывается наш народ.
Как-то в беседе с Натальей Владимировной Комаровой я сказала, что это не просто моя мечта, это запрос времени – необходимо создать банк данных носителей историко-культурной памяти на нашей территории. Поэтому деятельность регионального Общества русской культуры, колледжа русской культуры имени А. С. Знаменского, комиссии по культуре Общественной палаты Югры и в целом правительства нашего округа направлена на то, чтобы включить человеческий потенциал в модель экономического роста округа, который по праву считается энергетическим сердцем России. И работу эту надо вести через интерес к истории собственной семьи, рода, к истории края.
– А что вы узнали о ваших предках? Какие факты «раскопали» в архивах?
– Я очень горжусь, что принадлежу к фамилии русских старожилов Сургутского края – Замятиным.
Записи о моих предках по отцу есть в метрических книгах Троицкого собора в Сургуте. Так, в 1701 году упоминается Никита Замятин. Эта фамилия оставила след в истории становления Сургутского края. Известный югорский краевед Валерий Константинович Белобородов, недавно ушедший от нас, работал в архивах всей страны, чтобы по крупицам собрать историю Югры. В 2017 году вышла его книга «Русские старожилы Сургутского края», одна из глав так и называется «Замятины». В ней я нашла немало любопытных сведений о своих родственниках.
Мои предки были первыми рыбопромышленниками. Андрей Павлович Замятин, прадед, арендовал у местных ханты два «песка» по Юганской Оби для занятия рыболовством.
Его сыновья – старший Прокопий Андреевич, мой родной дед Димитрий Андреевич и младший Николай Андреевич – жили в Кушниково, в 20 километрах от деревни Тундрино. Они занимались еще и звероводством. Историк пишет, что в отдельные годы Замятины выкармливали до ста лисят.
Когда я сама в советское время училась в школе в Тундрино, там была звероферма: это я хорошо помню. Но тогда я, конечно, не знала, что мой род задолго до совхозов имел прямое отношение к звероводческому делу.
Между прочим, мой дед Димитрий Андреевич «водил» первые экспедиции по поиску нефти в нашем крае, а его брат Николай Андреевич был комиссаром. В 1917 году Николай Андреевич распоряжением министра внутренних дел Временного правительства был назначен сургутским уездным комиссаром (эта должность была введена взамен упраздненной должности уездного полицейского исправника). Советская власть устранила Замятина от управления уездом, но с приходом правительства Колчака он снова занял прежнюю должность, а в конце 1919 года опять был отстранен. Власть в Сибири в это мятежное время переходила из рук в руки. Но даже когда пришли красные, жители Сургута хотели, чтобы именно Николай Андреевич оставался комиссаром. К сожалению, восстание 1921 года поставило последнюю точку. И мой дед исчез. Мы с Валерием Константиновичем Белобородовым делали запрос во Владивосток, там есть бюро, через которое можно получить информацию о людях, эмигрировавших в Харбин. Но, к сожалению, никаких сведений о Николае Андреевиче мы там не нашли. Хотя, по слухам, которые я проверить не могу, в Маньчжурии есть могила Николая Андреевича Замятина.
Я от своей матери Агриппины Яковлевны Репиной записала, по сути, всю историю нашего края. Эти воспоминания так и назвала – «Рассказы моей мамы», они частично опубликованы в альманахе «Славянский ход».
– В советское время непросто было сохранить в семье эту старожильческую культуру, тесно связанную с православными традициями…
– Мой дед со стороны мамы Репин Яков Артамонович учился в Тобольской семинарии, правда не окончил учебу. Он был в роду, пожалуй, самым грамотным человеком. Помню, как в его сторожке собиралась вся деревня, дед часто пересказывал сельчанам книги, особенно «Дети капитана Гранта».
В деревню было сослано три священника. Отец Павел с моим дедом ходил в лес молиться, и не потому, что они были язычниками. В доме моей бабушки Феклы Борисовны Репиной собиралась вся деревня на воскресную службу. И мама говорила, что пол просел на четверть, так много было людей. Понимаете, люди веру не потеряли. Именно вера помогала ссыльным переселенцам выстоять в сложное время.
Этим задачам – сохранению, в частности, старожильческой культуры – служит и Общество русской культуры, которое я возглавляю. Мы много внимания уделяем вопросам межэтнического взаимодействия русской старожильческой культуры и культуры коренных народов. Эта тема особенно важна сегодня, потому что необходимо понять механизм сосуществования и взаимопроникновения русской культуры и культуры обских угров, проживающих рядом на одной территории.
– Я знаю, вы настояли на том, чтобы колледж носил имя А. С. Знаменского. Не все понимали значение этой личности в формировании культурной среды на Севере. Вы были с ним знакомы?
– Наш колледж появился не на пустом месте. В 1958 году геологи открыли в Сургуте первую музыкальную школу. Она стала правопреемницей той, что была открыта Знаменским и Кучковым, директором школы, еще в 1921 году.
Есть люди – легенды на нашей земле. Таким был Аркадий Степанович Знаменский, воспитанник Тобольской классической гимназии. В 1921 году он вместе со своей женой Анной Андреевной приехал в Сургут. Аркадий Степанович преподавал математику, физику, черчение, химию, вел даже класс фортепиано, серьезно интересовался краеведением.
Он вырос в интеллигентной семье: мать – народная учительница, отец – хранитель Тобольского губернского архива, прекрасно играл на скрипке. В семье было шестеро детей, и всех учили музыке. Знаменский в своей школе играл все сонаты Бетховена, сегодня это мало кто делает даже из концертирующих пианистов. Каждую неделю в школе проходили публичные концерты силами учеников и учителей.
Ученики Знаменского достигли значительных высот в науке, культуре. Аркадий Степанович Знаменский умел пробудить в ребенке творческое начало. Между прочим, замечательный художник Геннадий Степанович Райшев – тоже его ученик.
Я – хоровик из Тобольского училища, пришла в школу, где преподавал Знаменский, 18-летней девчонкой. И мы вскоре создали хор учителей города. Я – дирижер, Аркадий Степанович – концертмейстер. В 1957 году мы приехали выступать в Ханты-Мансийск, в тот год проходил Международный фестиваль молодежи и студентов. Хор просуществовал десять лет, параллельно я училась в Ленинграде, в институте культуры.
Кстати сказать, я вышла замуж за ученика Знаменского – Кима Лоншакова. Его отец был родом из Алешкинских юрт, а женился на зырянке с Ямала. У моих внуков каких только нет корней: ханты, зыряне, русские, украинцы...
– Еще одно направление, которым вы занимаетесь, – это экспедиция «Славянский ход». В 1991 году, когда страна переходила от одного общественного строя к другому, люди, казалось, потеряли веру в государство, потеряли культурную почву. А ваша экспедиция, на мой взгляд,– попытка вернуться к корням, истокам...
– Экспедиция в 1991 году прошла по всем деревням от Сургута до Тобольска: каждые 20 километров – новая деревня.
В окружной газете тогда поместили заметку: идет экспедиция «Славянский ход», будет священник. В это трудно поверить, но люди выходили к нам целыми деревнями, и священник крестил всех, кто обращался. В Абалаке на монастыре мы поднимали крест: там была полная разруха. В одном из населенных пунктов видели, как трактора стояли в церкви. Но вот что важно: люди веры не потеряли, они были живы. Мы ставили поклонные кресты погибшим ссыльным. Мама рассказывала, как везли людей на баржах из Омска и бросали на острова. Немногие из них выжили.
Мы должны писать эти истории, ставить поклонные кресты, но не выносить приговор своему государству, своему народу: в этом я убеждена. Каждая наша экспедиция заканчивается большой декабрьской конференцией, на которой мы говорим об этнокультурном разнообразии Западной Сибири, об ответственности каждого из нас за то, что происходит на этой земле.
– Недавно Общество русской культуры выиграло президентский грант.
– Мы разработали проект «Будущее села Югры», который подразумевает создание Центра традиционной русской культуры в Тундрино. Там мы создадим базу для обучения воспитанников музыкальных и художественных школ Сургутского района традиционным ремеслам и расширения знаний по истории и культуре народов России. И в этом я тоже вижу свою миссию…
Колледж русской культуры имени А. С. Знаменского совместно с региональной общественной организацией «Общество русской культуры» при поддержке правительства округа ведет системную исследовательскую работу по изучению межэтнических отношений сообществ Югры. С 1991 по 2017 год проведено 14 комплексных научно-исследовательских экспедиций «Славянский ход». Издано пять выпусков альманаха «Славянский ход» – опубликован богатейший фольклорный и этнографический материал. Результаты исследований представляются на ежегодных окружных и региональных научно-практических конференциях. Окружные «Пасхальные хоровые ассамблеи», фольклорные фестивали и национальные праздники формируют единое этнокультурное пространство Югры.

Теги статьи: #Екатерина Лоншакова

Автор текста: Владимир Меркушев


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$