По оценкам экспертов, через 10–15 лет в Югре появится новая отрасль – малая авиация

11.02.2016

Небольшие двух-­, четырехместные легкомоторные самолеты уже начинают завоевывать наше небо, хотя процесс это не быстрый. «Новости Югры» разобрались, что сейчас происходит с малой авиацией и какие у нее перспективы.

Малые летательные аппараты – не только развлечение для обеспеченных людей, но и полезное в определенных ситуациях транспортное средство. Такие самолеты хорошо подходят для доставки небольшой группы пассажиров в малые удаленные поселения, которых в нашем округе множество. Также с их помощью можно быстро перевозить особо ценные грузы.

В конце прошлого года авиатор­-любитель Сергей Шевчик предложил окружному правительству использовать легкомоторные самолеты для того, чтобы доставлять важные медицинские анализы из малых поселений. Это быстро, удобно и относительно дешево (по сравнению с вертолетом). В департаменте здравоохранения идею оценили и обещали подумать над тем, чтобы претворить ее в жизнь. Потенциальных сфер применения малой авиации много – от технического обслуживания линейных объектов (линий электропередачи, газопроводов) до охраны лесов.

По большому счету речь идет о создании целой отрасли: производстве самолетов, обучении пилотированию, использовании авиации в качестве пассажирского или грузового такси и т. д. Все это – новые рабочие места, причем высокотехнологичные.

Правила полётов – в ожидании эволюции

Сейчас в округе насчитывается не более сотни частных самолетов. Большая их часть сосредоточена в Сургуте (около 30). При этом не все зарегистрированы по месту пребывания. Дело в том, что их выгоднее «прописывать» в Москве. Это связано с налогообложением – у нас с самолета транспортный налог взимается как с джипа. Соответственно, платить приходится больше. Понятно, что владельцев самолетов такое положение дел не устраивает. «Ведь летательные аппараты дорогам никак не вредят, – считают они. – Налоговые ставки нужно менять».

Подобных деталей достаточно, но важнее то, что сам статус малой авиации находится под вопросом. Так, на промышленном форуме, проходившем в Югре, состоялся разговор о будущем легкомоторных самолетов. И первое, что спросили эксперты у организаторов дискуссии: «А что вы, собственно, понимаете под малой авиацией?» Вопрос очень актуальный!

Выяснилось, что для одних это миниатюрный легкомоторный самолет, способный перевезти пару человек, а для других – могучая машина, с легкостью берущая на борт 20–40 человек. И возможности, и задачи у них разные. Разница вроде бы очевидна. Но в законодательстве такого разграничения нет.

Нужно признать, что в этой области оно не отвечает требованиям времени. Например, воздушное такси сейчас невозможно. Пилот-­любитель не имеет права подвезти пассажира и взять с него за это деньги. В этом случае ему грозит серьезное наказание. При этом понятно, что ничто не мешает ему подбросить человека куда требуется, а тому – «просто» передать ему деньги. Таким образом, пилотов вынуждают нарушать закон, хотя перед нами нормальные рыночные отношения. И государство вполне могло бы на этом зарабатывать, легализовав данные отношения.

К тому же многие термины либо отсутствуют, либо невнятно прописаны. Что такое «малая авиация», кто такой «пилот­-любитель» – неясно. Как утверждают эксперты, пока не изменится законодательство, у малой авиации связаны руки и она может быть лишь развлечением для обеспеченных граждан, любящих полеты.

Взлёт начинается на земле

Говоря о самолетах, необходимо помнить, что летальным аппаратам необходимы посадочные полосы. По объективным причинам их невозможно построить в каждом населенном пункте. Содержание аэропортов в северных условиях связано с высокими издержками. Из-­за отсутствия взлетно-­посадочных площадок в удаленных поселках авиакомпании используют вертолеты Ми­8, у которых высокая стоимость летного часа. Конечно, есть универсальные самолеты, которые садятся и на грунтовое покрытие, и на воду. Однако полностью проблему они не решат.

– Это проблема. Никто не хочет браться за это, коммерческого интереса здесь пока нет. Мы предлагаем включить в программу развития малой авиации возможность предоставления льготных ставок для тех, кто будет содержать эти полосы. Это было бы стимулом для инвестора, аэроклуба, общественной организации. А когда самолетов станет больше и появится выгода, можно будет вернуть нормальные налоги, – предложил решение Дмитрий Макущенко (бывший глава Сургутского района, на общественных началах занимающийся развитием малой авиации в округе).

Добавим, что за границей такие аэропорты содержат местные поселения. Но это явно не подходит для нас, учитывая разницу в доходах европейских и наших муниципалитетов.

Также эксперт раскритиковал отношение промышленности к малой авиации:

– До последнего времени (до санкций) подавляющая часть оборудования закупалась за границей. Что мешает нашей промышленности производить нужные приборы, двигатели? Ведь покупали бы! Если уж за границей брали старые самолеты, то точно купили бы наш современный самолет.

Стратегия взлёта

В Югре существует рабочая группа по развитию малой авиации. В нее входят пилоты-­любители, курирует их департамент дорожного хозяйства и транспорта региона. Группа периодически собирается (примерно раз в квартал), и ее участники вносят свои предложения и пожелания. Таким образом формируется так называемая стратегия развития малой авиации Югры. Строго говоря, такого документа пока не существует (как и термина «малая авиация»), речь идет об изменениях уже действующих нормативно-­правовых актов. В настоящее время членами группы разработана программа развития авиации общего назначения на 2016–2020 годы, куда вошли некоторые из их предложений. Она, в свою очередь, в виде подпрограммы войдет в госпрограмму «Развитие транспортной системы Югры на 2016–2020 годы». На данный момент идет обсуждение этих изменений.

На что способна

Так в чем же привлекательность этой отрасли? За счет чего она может «взлететь»?

– Можно будет выполнять полеты по определенным маршрутам. Например, есть самолеты, которые взлетают с воды, – безусловно, это значительно расширяет возможности. А в условиях Сибири, Ханты-­Мансийского округа открывает колоссальные перспективы, – ответил Дмитрий Макущенко.

По его мнению, таких самолетов будет все больше: на них можно устраивать туристические поездки, летать на охоту, рыбалку, просто получать удовольствие от полета и осмотра окрестностей.

– Далее, при развитии малой авиации открываются очень важные функции, которые, к великому сожалению, были утрачены в девяностые годы: охрана лесов и перевозка пассажиров в труднодоступной местности, где нет и не может быть дорог. Для Югры это очень актуальный вопрос. Поэтому со временем малая авиация может приобрести экономическую основу – перевозку людей за доступные деньги. Ясно, что к юртам дорогу никогда не подведут и кроме как самолетом или вертолетом туда не добраться. Северные и северо-­западные районы округа тоже вряд ли в обозримом будущем будут иметь дороги (здесь нет преимущества нефтяных районов, где нефтяники проложили дороги к каждому населенному пункту), – отметил эксперт.

Также он рекомендовал обратить внимание на туризм.

– В Сургутском районе есть выдающаяся достопримечательность – Русскинской музей. Это жемчужина страны, не только Югры. Но если к нам, к примеру, приедет делегация, то вряд ли кто­-то его посетит. Ехать неудобно и накладно – на машине поездка займет минимум шесть часов. На самолете это полтора часа. За один день можно посмотреть несколько интересных мест.

Следующее важное прикладное значение – использование в народном хозяйстве. Недропользователи несут большие затраты на визуальный осмотр территорий, где пролегают трубопроводы или ЛЭП. Вертолет – дорогое удовольствие. Если малая авиация будет развита, то тогда двух­ или четырехместный самолет спокойно будет выполнять эту работу – в пять-­десять раз дешевле, чем Ми-­8.

В целом же малая авиация должна способствовать развитию диверсифицированной экономики.

– Да, она не будет никогда конкурировать с нефтянкой, строительством, но в этой сфере могут работать тысячи человек в одной только Югре! Техника, заправка, обслуживание, охрана, инструктаж – все это рабочие места, – заключил Дмитрий Макущенко. – Через 10–15 лет это будет очень мощная отрасль. Сейчас она в зародышевом состоянии: очень хорошо развивается в Сургуте, делаются попытки в других населенных пунктах. Но я считаю, что капля камень точит. Все равно малая авиация получит серьезнейшее развитие, вне зависимости от наличия препятствий.

На территории Югры работают 10 аэропортов и 115 вертолетных площадок, осуществляющих прием и отправку пассажиров и грузов как по внутриокружным, так и по магистральным маршрутам. Три аэропорта – в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске – имеют статус международных. Они обеспечивают более 80 % пассажирских и грузовых авиаперевозок в округе.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Новогодний СНЕЖ-МАНЕЖ
Город:
Сургут

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.