Институт военных инженеров

Автор текста: 
10.04.2015

15 лет назад у жителей Сургута появился повод для особенной гордости – 20 сентября произошло торжественное открытие моста через красавицу Обь. Он вошел в семерку чудес Тюменской области. Главная особенность сургутского моста в том, что центральный пролет над судоходной частью реки подвесной. Он протянулся на 420 метров, и вся тяжелейшая конструкция держится на одном пилоне высотой 149 метров - подобных сооружений еще не было в мировой практике.
Строительство сооружения стало большим вкладом в развитие региона, разрешилась проблема автотранспортного соединения с южными областями страны. Его создателю – выдающемуся мостостроителю Валентину Федоровичу Солохину тогда по праву было присвоено звание академика. Легендарному сургутянину в год 15-летия Югорского моста через Обь «Сургутская трибуна» посвящает цикл очерков. 

 

Часть третья.

 

Если вы сегодня зайдете в Сибирский государственный университет путей и сообщения, то вам обязательно покажут  263 аудиторию. Прекрасно оборудованная, она является гордостью факультета строительства железных дорог, мостов и транспортных тоннелей. Одна из четырех именных аудиторий вуза названа в честь выпускника 1955 года Валентина  Солохина. 

В 18 лет Валентин, как и обещал, вернулся в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ). 
- Этот институт, конечно, чудо! - вспоминает Валентин Федорович. - Будущие военные инженеры жили на полном государственном довольствии: нас три раза в день кормили, одевали, обували с ног до головы - только что носовых платков не было казенных! Но отпуск был 28 дней, а не целое лето, как в других вузах, на него к стипендии выдавали отпускные. Студентом я даже маме мог купить подарок: то отрез, то кофточку отправлял в ответ на ее посылочки.
Сильно испортил жизнь студентам Никита Хрущев, когда в 1953 году начал преобразования вооруженных сил СССР (за 11 лет он ведь больше миллиона военных сократил). Под первую волну мы еще не попали. А вот во время второй институт развоенизировали, переименовали в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Под нас, третьекурсников, еще переписали программу - втиснули ускоренным курсом положенную «шестилетку» (а те, что помладше, уже учились по сокращенной). А привилегии почти все сохранили, только кормить перестали - компенсировали деньгами. И к выпускному всем выдали новенькую форму - мы ахнули тогда! Я еще три года в ней на работу ходил - такой хорошей эта помощь была!
Мосты я начал возводить с третьего курса, как началась двухмесячная практика. Вообще, мне страшно везло в жизни: с первых строек один за другим мне попадались классные проекты, когда большинство одногруппников строили всякую мелочь. Летом 1953 года я вникал в практику строительства Новосибирского коммунального моста (мой самый первый!). А на четвертом курсе участвовал в реконструкции гигантского Императорского моста в Ульяновске - в оригинале он был задуман длиной в 2 700 м, потом проект урезали до 2100 м  - убрали одну эстакадную часть. Вот с ним-то у меня и приключилась история.
Всего в стране тогда было 10 мостостроительных организации - каждая в 1,5 тысячи человек. А уровень какой! Три из них возглавляли генералы, остальные семь, в том числе и нашу, - полковники (у нас командовал по фамилии, кажется, Молоканов). А мостоотрядом №3 руководил старший прораб Гордон - умный еврей - увидит меня, подойдет: «Ты сколько на монтаже работаешь?.. Много! Задержался! Завтра переходи туда-то, шпулю бить будешь». Так и учил: молодец - гонял по всей стройке!  Я так увлекся, что не заметил, как отпуск прошел и началась пора занятий…
Денег мостовикам много за работу платили: наряд хороший закроют, да еще подспорьем «колесные» дают  - 35 процентов от оклада за разъездной характер работы (мостовики и потом эту прибавку получали, только уже урезанную до 30 процентов). А вот студентам тогда «колесные» не полагались. Меня ребята подначили к начальнику подойти, а он взял и подписал мне заявление: «Пересчитать за отработанное время и выплатить полностью!». Я как получил - с ума сойти! Прибарахлился сразу: купил плащ, костюмчик хороший, рубашек разных… Возвращаюсь в институт эдаким щеголем. А ребята мне: «Ты где был? Тебя уже исключили». Захожу - и правда, приказ висит: институт военный - все строго было. 
Но все-таки повезло. Я ведь перед самым отъездом уронил на стройке фасонку и  пришиб ступню. А в бригаде на тот момент уже было зафиксировано два несчастных случая, вот прораб и уговорил меня больничный не открывать. Но отпустил на пару недель отсидеться в своей комнате, а заодно и над практической работой подумать. И я написал очень хороший отчет! Даже спустя время вспоминаю его с гордостью.
Поднялся я на факультет. Сразу собрались профессора, декан, ректор института - отчитывают меня по первое число, и вдруг кто-то спрашивает:  «Ты отчет хоть написал?». Показал я им тетрадь, они полистали: «…вот это дааа!»… 
Потом моя практическая работа долго под стеклом висела среди образцовых. Так и не удалось мне ее забрать - исчезла куда-то спустя время.
А в 1986 году, когда в Ульяновске строили огромный пятикилометровый мост через Волгу, я очень помог коллегам, пересказав по памяти студенческий отчет. 
На Старом же мосту в начале 1950-х садились опоры, и  бедные дорожники не знали, что с ними делать. А нужно было их усилять (строение возводили еще в 1913-16 годах, во время войны, - контроль, видимо, был слабоват, и камеры кессонов были заполнены как попало). Этот опыт монтажа моста и усиление опор очень пригодился мостовикам через 30 лет. Они сразу материалы нужные достали, работы провели достойно. 
А еще во время строительства Ульяновского моста я частенько после работы в книжный магазин захаживал, это второе в моей жизни большое пристрастие. И приобрел там хорошую книгу «Русская советская поэзия» - в ней и Есенин, и Мандельштам, и другие замечательные классики. А теперь, листая ее, я обязательно вспоминаю и ту практику.
Институт я окончил в 22 года. Окончил без отличия. Специально. Можно было пересдать какую-то мелочь для недостающего балла, но я отказался. Так как слава дурная по институту шла, которая превратилась в настоящее суеверие для студентов: у краснодипломников наших почему-то ничего не складывалось на производстве. «Погорев» на работе, они начали в аспирантуры поступать, будто бы науку хотят двигать…
Далее 40 мест по распределению - на нас, 46 выпускников. Здесь все было четко: мне как отличнику дали первому право выбора, второму предложили уже на одно направление меньше и так на убывание по заслугам. А выбрал я Кузбасс. Институт наш был удивительной школой во всех отношениях. И в спорте нам не было равных в городе. В 1952 году я в составе группы участвовал в одном из мощных лыжных переходов: Новосибирск - Новокузнецк. Когда мы дошли до финиша, мне так понравился этот город!.. Помните, как у Владимира Маяковского: «По небу тучи бегают, годами сумрак сжат, под старою телегою рабочие лежат…»?  Вот это действительно был город-сад, с вполне симпатичными домами, аллеями, улицами. И, конечно, когда мне представилась возможность, я поехал в Новокузнецк.
Выписали мне билет, выдали подъемные, по прибытии на место определили в комнату в общежитии - хорошее тогда было отношение к специалистам.  И начались три года обязательной отработки. Сильно за этим сроком еще не следили (я сам потом столько молодежи  отпустил, особенно девушек, которые к мамам просились) - не было такой строгости, чтобы судебные дела заводили. Но окончание этого срока многие воспринимали как вольную и уезжали только из демонстрации свободы выбора. Я очень рад, что остался. В Новокузнецке я построил свой первый мост (1963-66 годы - большой металлический  через реку Томь)…

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
28
29
30
31
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
1
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.