Институт военных инженеров

Автор текста: 
10.04.2015

15 лет назад у жителей Сургута появился повод для особенной гордости – 20 сентября произошло торжественное открытие моста через красавицу Обь. Он вошел в семерку чудес Тюменской области. Главная особенность сургутского моста в том, что центральный пролет над судоходной частью реки подвесной. Он протянулся на 420 метров, и вся тяжелейшая конструкция держится на одном пилоне высотой 149 метров - подобных сооружений еще не было в мировой практике.
Строительство сооружения стало большим вкладом в развитие региона, разрешилась проблема автотранспортного соединения с южными областями страны. Его создателю – выдающемуся мостостроителю Валентину Федоровичу Солохину тогда по праву было присвоено звание академика. Легендарному сургутянину в год 15-летия Югорского моста через Обь «Сургутская трибуна» посвящает цикл очерков. 

 

Часть третья.

 

Если вы сегодня зайдете в Сибирский государственный университет путей и сообщения, то вам обязательно покажут  263 аудиторию. Прекрасно оборудованная, она является гордостью факультета строительства железных дорог, мостов и транспортных тоннелей. Одна из четырех именных аудиторий вуза названа в честь выпускника 1955 года Валентина  Солохина. 

В 18 лет Валентин, как и обещал, вернулся в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ). 
- Этот институт, конечно, чудо! - вспоминает Валентин Федорович. - Будущие военные инженеры жили на полном государственном довольствии: нас три раза в день кормили, одевали, обували с ног до головы - только что носовых платков не было казенных! Но отпуск был 28 дней, а не целое лето, как в других вузах, на него к стипендии выдавали отпускные. Студентом я даже маме мог купить подарок: то отрез, то кофточку отправлял в ответ на ее посылочки.
Сильно испортил жизнь студентам Никита Хрущев, когда в 1953 году начал преобразования вооруженных сил СССР (за 11 лет он ведь больше миллиона военных сократил). Под первую волну мы еще не попали. А вот во время второй институт развоенизировали, переименовали в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Под нас, третьекурсников, еще переписали программу - втиснули ускоренным курсом положенную «шестилетку» (а те, что помладше, уже учились по сокращенной). А привилегии почти все сохранили, только кормить перестали - компенсировали деньгами. И к выпускному всем выдали новенькую форму - мы ахнули тогда! Я еще три года в ней на работу ходил - такой хорошей эта помощь была!
Мосты я начал возводить с третьего курса, как началась двухмесячная практика. Вообще, мне страшно везло в жизни: с первых строек один за другим мне попадались классные проекты, когда большинство одногруппников строили всякую мелочь. Летом 1953 года я вникал в практику строительства Новосибирского коммунального моста (мой самый первый!). А на четвертом курсе участвовал в реконструкции гигантского Императорского моста в Ульяновске - в оригинале он был задуман длиной в 2 700 м, потом проект урезали до 2100 м  - убрали одну эстакадную часть. Вот с ним-то у меня и приключилась история.
Всего в стране тогда было 10 мостостроительных организации - каждая в 1,5 тысячи человек. А уровень какой! Три из них возглавляли генералы, остальные семь, в том числе и нашу, - полковники (у нас командовал по фамилии, кажется, Молоканов). А мостоотрядом №3 руководил старший прораб Гордон - умный еврей - увидит меня, подойдет: «Ты сколько на монтаже работаешь?.. Много! Задержался! Завтра переходи туда-то, шпулю бить будешь». Так и учил: молодец - гонял по всей стройке!  Я так увлекся, что не заметил, как отпуск прошел и началась пора занятий…
Денег мостовикам много за работу платили: наряд хороший закроют, да еще подспорьем «колесные» дают  - 35 процентов от оклада за разъездной характер работы (мостовики и потом эту прибавку получали, только уже урезанную до 30 процентов). А вот студентам тогда «колесные» не полагались. Меня ребята подначили к начальнику подойти, а он взял и подписал мне заявление: «Пересчитать за отработанное время и выплатить полностью!». Я как получил - с ума сойти! Прибарахлился сразу: купил плащ, костюмчик хороший, рубашек разных… Возвращаюсь в институт эдаким щеголем. А ребята мне: «Ты где был? Тебя уже исключили». Захожу - и правда, приказ висит: институт военный - все строго было. 
Но все-таки повезло. Я ведь перед самым отъездом уронил на стройке фасонку и  пришиб ступню. А в бригаде на тот момент уже было зафиксировано два несчастных случая, вот прораб и уговорил меня больничный не открывать. Но отпустил на пару недель отсидеться в своей комнате, а заодно и над практической работой подумать. И я написал очень хороший отчет! Даже спустя время вспоминаю его с гордостью.
Поднялся я на факультет. Сразу собрались профессора, декан, ректор института - отчитывают меня по первое число, и вдруг кто-то спрашивает:  «Ты отчет хоть написал?». Показал я им тетрадь, они полистали: «…вот это дааа!»… 
Потом моя практическая работа долго под стеклом висела среди образцовых. Так и не удалось мне ее забрать - исчезла куда-то спустя время.
А в 1986 году, когда в Ульяновске строили огромный пятикилометровый мост через Волгу, я очень помог коллегам, пересказав по памяти студенческий отчет. 
На Старом же мосту в начале 1950-х садились опоры, и  бедные дорожники не знали, что с ними делать. А нужно было их усилять (строение возводили еще в 1913-16 годах, во время войны, - контроль, видимо, был слабоват, и камеры кессонов были заполнены как попало). Этот опыт монтажа моста и усиление опор очень пригодился мостовикам через 30 лет. Они сразу материалы нужные достали, работы провели достойно. 
А еще во время строительства Ульяновского моста я частенько после работы в книжный магазин захаживал, это второе в моей жизни большое пристрастие. И приобрел там хорошую книгу «Русская советская поэзия» - в ней и Есенин, и Мандельштам, и другие замечательные классики. А теперь, листая ее, я обязательно вспоминаю и ту практику.
Институт я окончил в 22 года. Окончил без отличия. Специально. Можно было пересдать какую-то мелочь для недостающего балла, но я отказался. Так как слава дурная по институту шла, которая превратилась в настоящее суеверие для студентов: у краснодипломников наших почему-то ничего не складывалось на производстве. «Погорев» на работе, они начали в аспирантуры поступать, будто бы науку хотят двигать…
Далее 40 мест по распределению - на нас, 46 выпускников. Здесь все было четко: мне как отличнику дали первому право выбора, второму предложили уже на одно направление меньше и так на убывание по заслугам. А выбрал я Кузбасс. Институт наш был удивительной школой во всех отношениях. И в спорте нам не было равных в городе. В 1952 году я в составе группы участвовал в одном из мощных лыжных переходов: Новосибирск - Новокузнецк. Когда мы дошли до финиша, мне так понравился этот город!.. Помните, как у Владимира Маяковского: «По небу тучи бегают, годами сумрак сжат, под старою телегою рабочие лежат…»?  Вот это действительно был город-сад, с вполне симпатичными домами, аллеями, улицами. И, конечно, когда мне представилась возможность, я поехал в Новокузнецк.
Выписали мне билет, выдали подъемные, по прибытии на место определили в комнату в общежитии - хорошее тогда было отношение к специалистам.  И начались три года обязательной отработки. Сильно за этим сроком еще не следили (я сам потом столько молодежи  отпустил, особенно девушек, которые к мамам просились) - не было такой строгости, чтобы судебные дела заводили. Но окончание этого срока многие воспринимали как вольную и уезжали только из демонстрации свободы выбора. Я очень рад, что остался. В Новокузнецке я построил свой первый мост (1963-66 годы - большой металлический  через реку Томь)…

 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
30
1
2
3
4
5
6
 
 
 
 
 
 
 
7
8
9
10
11
12
13
 
 
 
 
 
 
 
14
15
16
17
18
19
20
 
 
 
 
 
 
 
21
22
23
24
25
26
27
 
 
 
 
 
 
 
28
29
30
31
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Авторизация
Подписка на газеты
Форум Уральского федерального округа
Опрос

Что может защитить интересы потребителей?

Что может защитить интересы потребителей?
Эффективный контроль надзорных органов
55% (22 голоса)
Рыночная конкуренция
25% (10 голосов)
Ничего
20% (8 голосов)
Всего голосов: 40

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.