Сибирский Пиросмани

Картины самородка из Березовского района Константина Панкова без боя покорили сердца парижан и москвичей. Если бы не война…
Автор текста: 
16.04.2015

Его слава была похожа на след метеора. Яркую вспышку, которая долгой не бывает. И как знать, как бы сложилась творческая жизнь Константина Панкова, если бы не война. После смерти его назовут сибирским Пиросмани, уцелевшие картины украсят Музей Арктики и Антарктики, Тюменский областной музей изобразительных искусств, частные коллекции. Русский музей спустя годы проведет масштабную выставку, посвященную Панкову и его товарищам, чье творчество принято относить к примитивизму.

От Щекурьи до Парижа

В этом году художнику, родившемуся в деревне Щекурья, исполнилось бы 105 лет. Самородок из Березовского района стал основателем северного изобразительного стиля. Искусствоведы защищают диссертации по его работам, а он, прежде чем взять кисть, никогда не видел ни одного шедевра, что хранятся в Эрмитаже или Третьяковке. Более того, фотографии в руках не держал. Все его картины были в голове: знакомые охотничьи тропы, рыбалка, небесная синь озер. А увидел бы Рубенса или Сурикова – может быть, и рисовать перестал бы, смутился и забросил бы свои «неправильные картинки».

Работами Панкова восхищались французы. В 1937 году Константина вместе с товарищами-­художниками пригласили оформить советский павильон Международной выставки в Париже. Десятки тысяч парижан были поражены изобразительным искусством народов Крайнего Севера. Жюри выставки присудило художнику золотую медаль Гран-­при. В Москве ему доверили оформлять северный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1939 году в столице состоялась единственная выставка художника. Все оборвалось в 1941 году. Константин Панков с первых дней ушел на фронт добровольцем. Был отличным снайпером: все же вырос в семье ненецкого охотника. Погиб в боях на Волховском фронте. Ему было всего лишь 32 года.

Художнику линейка не нужна

Художником Панков стал волею случая. Рано оставшись без родителей, он жил под присмотром старшего брата Прокопия. Охотничьи тропы освоил еще в детстве и ни о чем другом не помышлял. Но советская власть отправила его учиться в Ленинград, в институт народов Севера: требовались грамотные национальные кадры. Основной задачей северного факультета, который размещался в здании бывшей духовной академии на территории Александро­-Невской лавры, стала подготовка национальных кадров для хозяйственной и педагогической работы в районах Крайнего Севера. Константин Панков попадет на учебу в 1934 году, и как способного студента его оставят учиться в аспирантуре.

На северном факультете работали физкультурные секции, театральные, а также кружок рисования, которым руководил вначале художник П. И. Соколов, а затем А. А. Успенский. Был еще кружок лепки под руководством скульптора Л. А. Месса. Оторванные от привычной жизни, попавшие в большой город, молодые люди изображали знакомый им уклад, пейзажи, бытовые сцены. На картинах и в скульптурах детей охотников и рыбаков оживал Север. Никогда не бывавшие в картинных галереях, студенты не копировали известных мастеров, а писали, как дышали. Потом их назовут примитивистами. На картинах Панкова небо могло быть желтым, а снег розовым. Но только городской житель мог удивляться фантазиям художника. У ненца же только несколько десятков слов для обозначения снега. А сколько оттенков белого он видит – нам и не снилось!

О своих первых шагах в искусстве Панков написал так:

«Стал я вечерами посещать мастерскую. Сначала взял линейку, карандаш, стал измерять, вычерчивать… Думал: так искусство устроено, что надо линейкой обмерять. А самому скучно. Успенский глянул из-­за плеча и говорит: «Так нельзя делать. Художнику линейка не нужна». Я стал действовать по-­другому. Но не уверен, может, неинтересно… А Успенский говорит: «Хорошо». Я не верил ему. Года два прошло, а я все не верил, что делаю что-­нибудь полезное. Много вещей рисовал. Успенский мне говорил: «Вот хорошо делаете. Очень хорошо!» А я думал, что он это просто так мне говорит, чтобы не бросал живопись, работал: «Ваши вещи прекрасные, и надо вам больше работать». Он много вещей помог мне сделать, выставку устроил. Первая выставка в Москве!»

Жизнь как сказка

Библиограф Панкова и его приятель Геннадий Гор вот что подметит в творчестве художника:

«Картины Панкова – это размышление о своей земле с точки зрения цвета. На Крайнем Севере самолеты и самоходные сани можно увидеть рядом с санями, запряженными оленями. Даже в наши дни книги и телевизоры сосуществуют там с фольклором прошлых времен. Жизнь Панкова читается как сказка. В молодости он катался на лыжах по родной тайге с песней на устах. Затем песня приняла форму картины и, таким образом, претерпев метаморфозу, достигла Ленинграда, и Москвы, и Парижа».

Репрессии, ударившие по научным сотрудникам, привели институт в конце 1930 годов практически к закрытию. Панков с досадой говорил: «Наша дирекция, партийная организация не интересуется развитием искусства, – считает пустяком, ерундой».

К этому времени Панков точно знал, что для него главное. Домой, на Север, он бы вернулся не управленцем, а художником. Впрочем, так и произошло. Он вернулся на родину своими картинами, на которых земляки ловят рыбу, ходят на охоту, бегут за оленем и радуются, на­ивные, весне 1941 года. Простое человеческое счастье. Совсем не примитивное.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
28
29
30
31
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
1
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.