Горшочек эпохи неолита

Глина во власти женских рук
Автор текста: 
Автор фото: 
30.04.2015

– Глина – самый живой материал, – с улыбкой рассказывает художник­керамист, народный мастер России Лариса Пастернак. – А еще говорят, что она забирает плохие эмоции. Причем обратно уже не отдает, потому что весь негатив сгорает в печи.

В мастерской окружного центра народных художественных промыслов и ремесел много людей – участников детской научно-­практической конференции «Ремесла и промыслы: будущее и настоящее». Они находятся в окружении глиняных сосудов разнообразных форм и размеров, которые стоят на полках, на столах, на полу. Под руководством Ларисы Пастернак дети наравне со взрослыми старательно лепят глиняные горшки. Они сидят на скамейках, перед каждым из них с деревянной перекладины свисает подвязанный к ней тряпичный мешок, набитый песком.

– Эту технологию археологи называют текстильной керамикой на весу, – рассказывает мастерица. – Мы привыкли видеть, что сосуды лепят на турнетке или гончарном круге. А этот способ ручной лепки бытовал на территории нашего округа в эпоху неолита. Об использовании ткани археологи узнали благодаря отпечатку на внутренних стенках горшка. Глина местная – мы привозим ее из поселка Кирпичный. Осенью по воде заготавливаем, по зимнику привозим и в течение года занимаемся замесом теста, в которое добавляются разные компоненты, такие как осока, нарезанная сухая трава, тополиный пух. Эти добавки исполняют роль арматуры, стенки можно делать тонкими, и тогда глиняный сосуд получается изящным.

Причем ручная лепка в эпоху неолита была сугубо женским занятием. На древних черепках археологи обнаружили отпечатки пальцев именно женских рук. Древнейший способ изготовления этого предмета Ларисе Пастернак удалось узнать благодаря сотрудничеству с археологами, которые работают на территории Югры. В округе этой темой детально занимается профессор СурГПУ Тамара Глушкова.

– А какой толщины должны быть стенки? – спрашивают во время мастер­-класса дотошные ученики своего мастера. Кто­-то из них только приступил к делу, а кто­-то уже полностью слепил горшок и легонько бьет по нему деревянной лопаткой, обмотанной тонкой веревкой: форма сосуда выравнивается, стены становятся ровными, а на горшке появляется фактурный рисунок.

– Два­три миллиметра, – объясняет она. – Одной рукой мы мешок с песком натягиваем, чтобы он не прыгал, а другой накладываем внахлест жгуты и выравниваем швы пальцами. Только долго глину мять нельзя. Многие думают, что она как пластилин: чем больше мнешь, тем она становится мягче. На самом деле
теплые руки сушат глину.

По словам Ларисы Петровны, учить ребенка работать с глиной можно c трех лет. Ведь именно в этом возрасте нет страха, он может выполнить любую беспредметную работу. А когда становится постарше, начинает думать: а как это воспримут другие?

– Этот сосуд можно выполнить в полевых условиях – поясняет она. – Как-­то меня приглашали в детский этнический лагерь в Казыме. Мы делали круглодонные сосуды и обжигали там же. Детям очень понравилось. Я люблю работать с глиной. Сама форма глиняного сосуда придумана в древности, и в ней нет излишеств. Это идеальная форма, которая взята из природы.

Лариса Пастернак серьезно заниматься керамикой начала в пятнадцатилетнем возрасте. А любовь к лепке привила первая учительница. В начальной школе юная Лариса была освобождена от уроков физкультуры, и, чтобы чем-­то занять девочку, учительница подарила ей две пачки пластилина. Сегодня Лариса Петровна живет в Нягани, постоянно приезжает в Ханты-­Мансийск, чтобы проводить мастер-­классы для людей, интересующихся гончарным искусством.

– Керамика – это вся моя жизнь, – признается она. – Я работаю с утра до позднего вечера. Мне повезло, что муж создал все условия для творчества, он взял на свои плечи весь домашний быт. Моя дочь уже взрослая, можно сказать, что она выросла в мастерской. И это не прошло бесследно для нее: хотя и не пошла по моим стопам, она хорошо разбирается в живописи, керамике, скульптуре.

 

Есть исторические свидетельства, что первые гончарные изделия изготавливались еще десять тысяч лет назад. Чтобы зерно, хранимое в корзинах, не высыпалось, их края обмазывали смоченной глиной. Вполне возможно, что одна из таких корзин случайно упала в костер. В итоге тростник, сгорев, оставил после себя лишь подобие корзины из обожженной глины.

Затем людям стало известно, что некоторые камни можно плавить и превращать в стекло. Такие камни стали измельчать и добавлять в глину. В итоге люди получили керамику. Такие изделия не пропускали воду, и их стали использовать при приготовлении пищи на огне.

Все древние цивилизации – персидская, месопотамская, египетская – изготавливали очень красивые гончарные изделия. Персы их разрисовывали, египтяне покрывали глазурью. Но самые красивые изготавливались в Китае. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение под строжайшим секретом.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
28
29
30
31
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
1
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.