Рационализаторы войны

Победу в тылу ковали не только руками, но и головой
Автор текста: 
30.04.2015

Великая Отечественная война научила людей обходиться без, казалось бы, необходимых вещей. Но если в бытовой жизни труженикам тыла просто приходилось терпеть лишения, то на производстве проблему всеобщего дефицита нужно было решать любой ценой, а еще при этом не забывать об экономии и увеличении производительности. Тех, кто находил неординарные решения, называли рационализаторами. О рационализаторах Ханты-­Мансийского округа в годы войны часто писала газета «Сталинская трибуна» (ныне «Новости Югры»).

Слесари-­изобретатели

Главными промышленными предприятиями Ханты-­Мансийска в сороковые годы были рыбоконсервный завод и промышленный комбинат. Последний должен был обеспечивать северян необходимыми в быту предметами. Уже в 1941 году комбинат пополнился следующими предприятиями: кирпичный завод, мастерская метровеса, овчинное и лыжное производство. Были организованы собственные лесозаготовки. На полученную ссуду произведена постройка новых зданий цехов: механическая мастерская, обозный цех. Приобретено много новых станков и другого оборудования. Для улучшения бытовых условий рабочих открыта столовая.

Газета сохранила имена первых рационализаторов предприятия военного времени:

«Рамщик лесозавода Пандырев и механик Бессонов поставили перед собой задачу добиться увеличения пропускной способности рамы. Они разработали и применили на деле рационализаторское предложение об изменении техники подачи леса в машину. Производительность труда увеличилась на 25 %».

После наводнения 1941 года, которое залило большую часть пастбищ, северянам пришлось перевести скот на древесный корм. Слесарь горпромкомбината Тарабукин устроил простейшего типа машинку для скоблежки тала на корм скоту. Производя ею работу, один человек мог заменить 3–4 работников, причем получалась продукция лучшего качества, чем скобленная вручную.

Корреспонденты «Сталинской трибуны» отметили, что за 1941 год продукции комбинатом выпущено в 2–4 раза больше по сравнению с 1940 годом, значительно расширился ассортимент изделий.

В 1943 году главный инженер комбината Бондарик внедрил в производство деревянный кант вместо пенькового, станки по переработке отходов горбыля для бочкотары и ящичной наклейки, станок для выборки пука в бочечной клепке, что дало заводу 113 924 рубля экономии.

Из чешуи – корм для коров…

Во всех сферах производства в округе встала задача – найти заменители привозных материалов.

Так, в лесной промышленности вместо дефицитной пеньковой веревки стали применяться свитые из черемухи завертки к оглоблям, а на сплаве – толстые древесные канаты из крученой вицы из березы или ели.

Весной 1943 года инженерно­-технический состав консервного комбината вел работу по освоению новых видов консервов на местном сырье. Подробно об этом рассказывает на страницах газеты главный инженер Ханты­-Мансийского госрыбтреста Вечканов. Рационализаторству подверглись даже рецепты консервов. Например, вместо томатной пасты северяне приспособились использовать клюкву. Вы только представьте изысканный вкус таких рыбных консервов! Освоен выпуск натуральных консервов из всех пород рыбного сырья без применения каких­-либо вспомогательных материалов.

Консервное производство становится полностью безотходным. Комбинат научился вырабатывать концентраты из рыбных голов, что увеличило выход готовой продукции на 15–20 %. Механизирован процесс снятия чешуи, которая, по предложению специалистов сельскохозяйственного опорного пункта, идет на корм скоту и значительно увеличивает удои молока.

Из отходов жести – гвозди и игрушки

Кроме того, в 1943 году на рыбокомбинате устанавливаются конвейеры для разделки рыбы и укладочный конвейер, позволяющий механизировать движение сырья, пустых и наполненных продукцией банок. Ведутся работы по замене огневых обжарочных печей механизированной паромасленной печью. Усовершенствован технологический процесс консервного цеха, проложено около 600 метров узкоколейных путей, применена выносная топка к шотландскому паровому котлу, что сэкономило около 2 500 кубометров дров.

Лучшим рационализатором­ изобретателем комбината в военные годы был начальник жестяно-­баночного цеха Ветошкин, под его руководством в цехе из отходов жести научились изготавливать гвозди.

В Государственном архиве Югры хранится интересный документ – протокол с заседания исполкома от 20 декабря 1944 года. На нем, в частности, рассматривался вопрос об утверждении цен на товары ширпотреба, вырабатываемые колонией № 3 из отходов белой жести. В списке товаров: детские корзинки и игрушечные домики, шкатулки, чернильные приборы, школьные и детские чемоданы.

Из дёгтя и берёзовых чурок – топливо

Пожалуй, самую богатую почву для работы рационализаторов давал дефицит жидкого топлива. На чем только не работали двигатели в годы войны! Люди понимали, что каждый килограмм нефти, сэкономленный в тылу, – это дополнительный удар по фашистским захватчикам. Поэтому партия и правительство уделяли исключительное внимание газификации твердого топлива в целях бесперебойной работы мелкого речного флота, машинно-­тракторных станций, МТМ, колхозных мельниц и других производств, пользующихся двигателями внутреннего сгорания.

«Сталинская трибуна», 18 ноября 1942 года:

«По решению бюро Омского обкома ВКП(б) в Ханты­-Мансийский округ командирована бригада работников для организации работ по переводу транспортных и стационарных двигателей с жидкого топлива на газ, который вырабатывался из древесины.

В настоящий момент полностью закончен монтаж двух стационарных газогенераторных установок для рыбтреста и окрконторы связи. Газогенераторная установка окружной конторы связи уже пущена в эксплуатацию. В ближайшие дни будет пущена вторая установка, смонтированная на консервном комбинате».

За пять месяцев работы газогенераторов мотофлот леспромхоза сэкономил 75 тонн керосина.

В навигацию 1942 года Ханты­-Мансийский леспромхоз на катерах с двигателями СТЗ применял вместо керосина в качестве топлива скипидар. С осени 1942 года нашлась замена и скипидару: «леспромхоз приступил к переводу 5 катеров с машинами СТЗ на твердое топливо, каковым являются кедровая и березовая чурка и древесный уголь».

При работе двух нефтяных двигателей «Червонный прогресс», приводящих в действие погрузочные лебедки, леспромхоз применил в качестве топлива березовый деготь.
Сэкономлено две тонны нефти. Стоит отметить, что Ханты-­Мансийский леспромхоз лучше всех в округе справился с поставленной задачей – к концу 1944 года предприятие перевело на твердое топливо 80 % двигателей, тогда как по округу этот показатель достигал лишь 15 %.

Из сирены – прялка

Но свои рационализаторы находились и в других районах округа.

Летом 1943 года механик Сургутской моторно-­рыболовной станции Т. П. Кузьмин внес рационализаторское предложение по замене керосина древесным углем при пуске мотора «Победа». Запальный шар этого мотора обычно разогревался паяльной лампой. На каждый пуск мотора расходовалось 400 граммов керосина. Кузьмин решил разогревать запальный шар древесным углем, который поместил в железный кожух.

Предложение Кузьмина сразу было опробовано на трех мотолодках и показало хорошие результаты. За период навигации только на этих лодках было сэкономлено горючего на 2 500 рублей. К слову, часть сэкономленных средств – 500 рублей – досталась самому рационализатору в виде премии.

В 1943 году на Сосьвинском рыбозаводе внедрены пресс с деревянным винтом для отжима рыбы и мельница для помола соли производительностью семь центнеров в час.

В 1944 году заведующий механической мастерской Березовского рыбозавода Василий Петрович Гредяев силами своей мастерской восстановил считавшийся негодным локомобиль и старую динамо-­машину со сгоревшей обмоткой, а для подачи воды в цеха сделал установку с ветродвигателем. Из брошенных деталей лебедки, сенопресса и нефтедвигателя березовские умельцы собрали пилораму. Сооружена циркулярная пила для разделки дров, заменяющая 20 рабочих.

«Все эти мероприятия высвободили десятки рабочих рук, дали большую экономию. Замена нефтедвигателей локомобилем сберегает заводу 21 тонну нефти в год. Паровое отопление, стоившее всего 350 рублей, позволяет экономить ежегодно 270 кубометров дров».

Совершенно неожиданная идея родилась у токаря рыбозавода Вакеева – он предложил использовать сирены от катеров для прядения нитей к сетям. Вакеев рассчитал, что благодаря колесной передаче сирены последняя шестерня приобретает большую скорость вращения, позволяющую прясть сотни метров нити в час.

 

Человеческая мысль, обостренная войной, работала так же неистово, как и сами люди. Перевыполнение планов на 200–300 % достигалось не только за счет увеличения рабочего дня, но и благодаря постоянному совершенствованию, оптимизации процессов. Вклад рабочих-­изобретателей оценивали по заслугам: только в 1942 году им было выплачено премий на сумму 6 784 рубля.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Комментарии

Комментарий: 
Прекрасная статья. В таких работах и остаётся история нашего округа.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
28
29
30
31
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
1
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.