Выбран регион
×
История
0

Ненаписанная хроника Сургутского речного порта

В  Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошла публичная презентация интерактивной выставки «120 лет Западно-Сибирскому речному пароходству». Она является частью одноименного межрегионального проекта. Его инициатором выступили Новосибирская государственная областная научная библиотека и Новосибирский региональный центр Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Участниками проекта также стали и соседние с Новосибирской областью регионы - Алтайский край и Томская область как регионы деятельности Западно-Сибирского речного пароходства с 1897 года.

Как рассказала в ходе видеоконференции руководитель Новосибирского регионального центра Президентской библиотеки Анастасия Киселева, именно эта дата является отправной в истории создания речного судоходства в Западной Сибири.

- В 1897 году группа именитых купцов России обратилась к министру финансов с ходатайством учредить сообщество на паях «Товарищество Западно-Сибирского пароходства». Инициатором товарищества принято считать тюменского купца первой гильдии Ивана Ивановича Игнатова. В новое объединение вошли казанская купчиха Карпова, торговый дом «Трапезников и Ко» золотопромышленника из Иркутска, купец первой гильдии из Перми, потомственный почетный гражданин Казаков, торговый дом «Плотников и сыновья» (г. Тобольск) и купчиха первой гильдии Морозова (г. Бийск). Цель проекта – показать историю становления Западно-Сибирского речного пароходства на основе тех изданий, которые хранятся сегодня в фондах региональных библиотек участников проекта, - отметила Анастасия Киселева.

Без истории

К слову, мероприятие транслировалось также онлайн и на сайте Президентской библиотеки. От каждого региона-участника было организовано выступление по видеоконференцсвязи с докладами об истории пароходства в своем регионе. Сотрудники Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина также стали участниками данного проекта. Завотделом краеведения Галина Библая призналась, что, когда коллеги из Новосибирска вышли с предложением принять в нем участие, возникли некоторые сомнения.  

- Дело в том, что единственное предприятие, связанное с развитием судоходства в Сургуте, – это речной порт. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что история Сургутского речпорта практически никак и нигде не отражена, в нашей библиотеке нет никакой информации. Тем не менее мы все же приняли предложение новосибирских коллег, но наш доклад не носит научного характера, мы просто представим информацию, которую смогли найти. Основной наш источник – это СМИ, а также работы студентов СурГУ, но все они касаются только деятельности Западно-Сибирского пароходства. Неоценимую помощь мне оказали сотрудники архива, краеведческого музея, ветераны Сургутского речпорта, которые предоставили для презентации фотографии и документы, - пояснила Галина Библая.

В презентации приняли активное участие преподаватели Сибирского государственного университета водного транспорта: профессор Владимир Семенович Никифоров, кандидат технических наук, доцент Сергей Николаевич Масленников, которые представили слушателям интереснейшие работы об истории Западно-Сибирского пароходства Новосибирской области, сопровождающейся историями из их жизни и основанные на личном опыте. Кроме того, в ходе мероприятия с докладами о создании и развитии пароходства на их территориях выступили сотрудники региональных библиотек, музеев и университетов из Санкт-Петербурга, Барнаула, Новосибирска, Томска.

От пристани до порта

История Сургутского речного порта уникальна и в то же время показательна. Город, расположенный на реке, долгое время не имел даже своей пристани. 

Из рапорта Сургутского уездного исправника Г.А. Пирожникова в Тобольский губернский статистический комитет (1904 год):

 «Большие пароходы по мелководью не могут подходить к городу Сургуту, стоящему не на реке Оби, а на притоке ее речки Бардаковки, почему в семи километрах от него устроена пристань «Белый Яр». На пристани находится дежурство у телефона, торговые амбары и помещения, четыре дома постоянных жителей. Летом на пристани бывает много народа. Иногда пассажирам и грузоотправителям приходится жить на этой пристани в ожидании пароходов неделю и более. В минувшем июне один священник с семейством выжил на ней с этой целью три недели».

- Все изменилось с открытием богатейших природных запасов углеводородов в регионе. Решением правительства страны были определены задачи по развитию и превращению Тюменского Севера в основной центр по поставке нефти и газа. 16 ноября 1964 года приказом Минречфлота РСФСР был создан Сургутский речной порт. Главное его предназначение заключалось в обеспечении значительной части грузопотоков в бассейнах рек Обь и Иртыш, а также по малым рекам региона. Очень скоро речпорт стал одним из крупнейших транспортных узлов округа, способным обрабатывать миллионы тонн различных грузов, в том числе особо тяжеловесных, для предприятий нефтегазового комплекса, автодорожных, строительных и прочих. К 1976 году протяженность водных путей достигла 4280 километров, - рассказала Галина Библая.

В период активного экономического освоения края, строительства города в порту трудились полторы тысячи человек. Предприятие работало в круглосуточном режиме.

1982 год. Сургутский речной порт – самый крупный в Среднем Приобье. Он располагает современной грузоподъемной техникой, имеет хорошую базу для своевременного и качественного ремонта флота. Ежесуточно к причалам порта подходит 30-35 единиц флота.

Но грянула перестройка, сменившаяся эпохой дикого капитализма. Сургутянам удалось сохранить свой флот, однако падение объемов производства, неплатежи, задолженность по заработной плате и прочие «прелести» рыночных отношений привели к упадку. В 2003 году служащие речпорта обеспечивали безопасность судоходства на водном участке Оби и ряда малых рек протяженностью всего в 2400 км. В 2009 году Сургутский речной порт отметил свое 45-летие, но это был грустный юбилей: летом этого же года закрыли речной вокзал и перестали продавать билеты.

- Но мне не хотелось бы закончить свое выступление глаголами в прошедшем времени, - сказала в заключение Библая. - Окружным правительством в 2014 году принято решение о строительстве в Сургуте нового речного порта. Новый речной порт появится на месте старого. Деньги в строительство инвестирует одна из местных компаний.

Справка "СТ" 1965 год - открытие речного порта в Сургуте. 1967 год - появляется уникальный судоподъемнник СЛИП Г-150, положивший начало созданию ремонтно-эксплуатационной базы флота под началом речпорта. 1973 год - забивка свай под СЛИП Г-150. 1978 год - сдан в эксплуатацию судоподъемник СЛИП Г-150. 1981 год - издан приказ о выделении Сургутской РЭБ флота ОИРПа в самостоятельное предприятие.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$