О первых книгах, по которым сургутяне учились грамоте в первых библиотеках

Автор фото: 
12.08.2015

Сургут с первых своих шагов стал не только военным, но и культурным форпостом. Как подметил ссыльнопоселенец, народник  Семен Швецов в своем труде «Очерк сургутского края», культура и уклад жизни русских вступили во взаимодействие с культурой и бытом аборигенов. Русские переняли у народа ханты много полезного. Они приспособились к местным условиям жизни, усвоили такие промыслы и умения, как охота, рыболовство, выделка шкурок пушных зверей, обработка рыбы, дичи, уток,  заготовка кедровых орехов. Но в то же время горстка казаков сохранила крупицы своей русской культуры, исконно русского крестьянского уклада жизни. 

Вплоть  до XX  века ни театров, ни клубов  в Сургутском уезде не было. Приезжие труппы и артисты Сургут почти не посещали, но у молодежи в большом ходу были увеселения. В очерках С. Швецова об этом говорится: «Зимою в свободное время собираются вечерки, на которых поют песни и пляшут. Танцы часто подражают движениям различных зверей и птиц. На Рождественские праздники молодежь, как и в других городах, маскируется и толпами ходит из одного дома в другой, при этом разыгрываются маскированными целые сцены, из которых наибольшей популярностью пользуются «Царь Максимилиан» и «Ленивый барин», бог весть, когда и кем занесенные в Сургут». Были и другие праздники. Была шумная, веселая  «Масленица» с обильными блинами и катанием на тройках. Был летний праздник  Троица, когда девушки и юноши одевались красиво, собирались вместе, водили хороводы, качались на качелях, играли. Девушки плели венки из тонких березовых веточек и лесных цветов. 
Ряд исторических источников свидетельствует о том, что в Сургуте, в  местной казачьей среде, сохранилась элементарная грамотность. По ревизской переписи  1762 года, из числа казачьей старшины  в Сургуте не нашлось ни одного неграмотного. Сохранились многочисленные  росписи и рядовых служилых. Грамотными были священнослужители, чиновники, мещане.

За книгами - в храм
На первых порах дети обучались грамоте   в собственных семьях, где в роли учителя выступали отец или старший брат. По мере строительства и развития церквей эти функции стали переходить к священнослужителям. Церкви  с самого своего образования стали главными очагами культуры и образования на Севере,  и  первые книги, которые читали юные сургутяне, по которым учились грамоте, были религиозными изданиями - «Катехизис», «Псалтырь», «Евангелие», «Новый завет», «Апостол», «Минея». 
Со временем накапливались церковные библиотеки. В «Путевом журнале протоиерея П. Попова по обозрению церквей Сургутского и Березовского  округов»  (май 1882 года) можно найти не только описание церквей нашего края, но и скупые сведения об их книжных собраниях. Например:  «Библиотека церковная в Сургуте [название не указано] довольно значительная по числу книг». И  далее: «Находящаяся в Сургутском уезде Юганская  Богоявленская церковь по опрятности, порядку и средствам ясно свидетельствует о хозяйственных качествах и грамотности местного священника, глубокого старца о. Иоанна Тверитина. Утварь, ризница, библиотека и архив за прежние и последние годы все налицо, и в отличном состоянии». В Локосовской церкви насчитывалось 120 наименований книг. В Троицком соборе Сургута (разрушен в 30-е годы прошлого века), кроме богослужебных книг, содержались назидательные, нравоучительные и прочие  сочинения  в количестве 1077 книг 250 наименований. Однако в большинстве церквей уезда содержались в основном богослужебные книги. Этого было недостаточно для развития грамотности, тем более просвещения. Надо было открывать школы.

Первые школы
По информации доктора исторических наук Валерия Цысь, в 1779 году в Сургуте была организована школа при Духовном правлении. В 1835 году -  казачья школа, в которой обучались 71 ребенок. Дом для школы пожертвовал отставной хорунжий Андрей Ефимович Туполев. Дети казаков с восьми лет должны были проходить обучение в обязательном порядке. Перед началом обучения сотенные командиры собирали мальчиков, достигших означенного возраста вместе с их родителями к себе в канцелярию и, переписав всех детей поименно, отправляли при особой препроводительной бумаге в школу. В первое время обязанности учителя исполнял священник Андрей Яковлевич Кайдалов. С 1838 года за священнослужителями было оставлено преподавание только Закона Божия, прочие предметы вели гражданские лица. 
 В 1877 году в Сургуте на  базе  действующей казачьей школы открылось первое мужское начальное училище, в котором обучалось 90 мальчиков, а в 1886 году стала действовать церковно-приходская школа для девочек. В ней было 52 ученицы. При школах и училище содержались учебники и небольшие собрания книг - это были первые школьные библиотеки в Сургуте. По данным статистики середины 1840-х годов, в казачьей школе имелось 42 исторических и нравоучительных сочинения и 11 учебных пособий, а к 1861 году уже насчитывалось 116 книг 97 названий. Часть книг затем перешла в Сургутское мужское начальное училище.  О литературе, использовавшейся учащимися казачьей школы, можно составить определенное представление по сохранившемуся «Каталогу книг фундаментальной и ученической библиотек Сургутского мужского приходского училища» от 8 сентября 1897 года. В нем упоминается 20 экземпляров «Евангелия», три экземпляра «Псалтырей», 11 экземпляров «Апостольских посланий», «Священная история для народных школ». Среди прочих - басни И.А. Крылова, сочинение Н.А. Абрамова «Догадки о названии некоторых мест Тобольской губернии» (топонимика), «Путешествие русских людей в чужие земли» этнографа и археографа И.П. Сахарова, «Обозрение земного глобуса с кратким обозрением России» профессора А.Г. Ободовского. 

По пути к общественной библиотеке

В школьных библиотеках литература выдавалась исключительно учащимся. В Сургуте сложилось такое положение, что книгами в какой-то  мере были обеспечены священнослужители и учащиеся. Взрослому населению читать было нечего, поэтому все более и более ощущалась  необходимость открытия  общественной библиотеки. 
О том, что люди нуждались в  библиотеке и книге,  свидетельствует письмо гражданина Сургута (фамилия не указана), напечатанное в  губернской газете «Сибирский листок» 10 февраля 1890 года: «Света истинного просвещения нашему краю! Света настоящей развивающий ум  грамотности! Света хороших книг! Этот свет при распространении грамотности легко и скоро мог бы засветить и, может быть, что-нибудь и осветил бы, хотя бы в душах молодых подрастающих поколений при посредстве, например бы, такой  безобидной вещи, как народная библиотека. Библиотека ввиду большого количества грамотных, с одной стороны, и их низкого культурного развития с  другой стороны, является для нас чуть ли не предметом первой важности…»

Продолжение следует

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Продолжая добрые традиции
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.