История жизни представителя северных манси Анатолия Вадичупова

12.08.2016

Югра – многонациональный округ, в котором проживают представители более 120 народов. Газета «Новости Югры» продолжает серию материалов, знакомящих наших читателей с культурой разных национальностей. В этом номере мы рассказываем о представителе северных манси Анатолии Вадичупове.

На счету мастера резьбы по дереву и кости уже более сотни музыкальных инструментов. Причем, они не хранятся на полках как экспонаты – на них играют ученики музыкальных школ и творческих коллективов Югры. Художник поделился с нами секретами изготовления мансийской арфы «Тарыг сыплув йив», что в переводе звучит «журавль», который также называют лебедем.

– Я родился в семье манси в деревне Кимкъясуй Березовского района, – рассказал мой собеседник. – Однажды с отцом был на рыбалке и на плашкоуте увидел, как один речник делает гравировку, на которой была изображена девушка. Мне это настолько понравилось, что я стал ходить на занятия в кружок. Сначала ничего не получалось. Переломал у отца все самодельные штихеля. А потом уже в девятом­-десятом классе стал самостоятельно вести в младших классах кружки по резьбе и по выжиганию.

В то время по соседству с ним жил мансийский художник-­самоучка Петр Шешкин. Мальчишеское любопытство часто приводило Анатолия к дому скульптора.

– Я видел его скульптуры, которые хранились школьном музее, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Мне очень хотелось попасть к нему в ученики, но Петр Ефимович, к сожалению, не очень был расположен к детям. Обычно он ходил в лес за заготовкой, потом закрывался дома, а через некоторое время у него уже была готова работа. В девятом классе я сделал копию его незавершенной работы. Это было мое первое прикосновение к искусству.

Будущий мастер появился на свет в семье Василия и Елены Вадичуповых. Его отец был сапером, участвовал в Сталинградской битве, а также воевал на Курской дуге. Вернулся с войны инвалидом – ему ампутировали одну ногу, но, несмотря на увечье, он был передовым охотником.

– Обычно все мужики на лыжах в лес ходили, а отец ждал, когда оленеводы с гор приведут стада оленей, забирал своих, запрягал их в нарты и отправлялся на охоту. Вожак настолько привык с отцом на охоте бывать, что научился брать соболиный след. Папка сам был на все руки мастер. Умел делать нарты, конские сани и другие необходимые в быту вещи. Его трудолюбие и смекалка и меня ни разу не подводила, – с улыбкой признался Анатолий Васильевич.

После школы учителя посоветовали продолжить учебу. Так он оказался в Салехардском культурно­-просветительском училище. Днем учился, а вечером трудился в художественных мастерских. Рядом с опытными мастерами делал резные интерьеры, детские и снежные городки.

Его первым музыкальным инструментом стал мансийский санквылтап. Хоть мы обговорили в начале статьи, что проводим мастер-­класс по изготовлению музыкального инструмента «Тарыг сыплув йив», на самом деле его невозможно изготовить за один присест. Только на правильную просушку подходящей заготовки должно уйти пару лет, чтобы она стала нужного качества. Наша цель беседы с Анатолием Вадичуповым – вызвать интерес к этому трудному, и в то же время увлекательному делу.

– Большинство людей называют эту арфу журавлем, – сказал Анатолий Васильевич. – Я близко журавля не видел и не могу его представить, поэтому называю его лебедем, потому что эту птицу видел вживую. Форму я делаю из корня кедра. Раньше как делал: еду на лодке по реке и высматриваю места, где берега обвалены, деревья падают и торчат корнями вверх.

Несколько раз Анатолия Вадичупова приглашали в Венгрию, чтобы в одном из музеев под открытым небом построить мансийские традиционные дома, печи, навесы для рыбовялки, для хранения лодочных и рыбацких принадлежностей, чум и загон для оленей.

– Сначала мы построили священный угол. Со мной вместе туда поехал Михаил Курлин. Работы было много, поэтому мы первым делом помолились, чтобы не было дождя. И правда, весь месяц, пока мы трудились, с неба ни единой капли не выпало. Зато как только собрались в обратный путь, небо нахмурилось и начался дождь, – поделился своими впечатлениями от поездки художник.

Анатолий Вадичупов проводит мастер-­классы по изготовлению не только музыкальных инструментов, но и различной утвари, когда-­то бытовавшей в жизни его предков.

– Думаю, интерес к этому делу еще долго не угаснет, – говорит он. – Как-­то я учил резьбе детишек в этнографическом лагере «Мань ускве» в Березовском районе, а возле меня ходил один подросток, всем интересовался. И вот через какое-­то время на мои мастер-­классы приходит уже молодой парень Женя Миляхов. И рассказывает мне, что он тот самый парнишка. Это радует, что преемственность сохраняется, и молодые люди увлечены нашей культурой!

Сегодня с самобытной культурой обских угров, процессом изготовления музыкальных инструментов, народных игрушек в окружной столице можно ознакомиться на базе этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», творческого объединения «Культура» и детского этнокультурного центра «Лылынг союм», а также в учреждениях культуры Югры.

 

 СПРАВКА

«Тарыг сыплув йив» – музыкальный инструмент, напоминающий арфу в уменьшенном виде. Особенностью конструкции современного инструмента является то, что он изготовливается из цельного куска дерева: полый ствол служит днищем – резонатором, корень – грифом. По разным источникам, на нем от семи до девяти сухожильных струн, которые при игре создают великолепную гамму звуков. На этом инструменте играли во время медвежьих праздников.

 

Мастер-класс:

Вам понадобится:

корень кедра;

топор;

стамески;

нож. 

1. Заготавливаем корень кедра. Сушим его более года в закрытом от солнца, но проветриваемом помещении. Отдельно делаем дугу для крепления струн. 

2. Топором придаем форму птицы – лебедя или журавля. Внутри туловища делаем углубление, которое послужит резонатором, а также отверстие.

3. Стамесками доводим форму до совершенства. 

4. Прикрепляем колки для настройки струн. Крепим струны. Настраиваем по нотам.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Комментарии

Комментарий: 
Гендерное равенство было еще в древнеиндейских обществах http://goo.gl/PuKncL

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.