Ориентация на пациента

Медики в Югре становятся ближе и доброжелательнее
Автор текста: 
07.05.2015

За последние годы в округе удалось многого добиться в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Сейчас пришло время для следующего этапа развития здравоохранения. Это оказание первичной медико-­санитарной помощи.

О том, в каком направлении идет развитие системы оказания медицинских услуг в регионе, мы побеседовали с директором департамента здравоохранения Югры Александром Филимоновым. По его словам, последние два года в регионе делается упор на совершенствовании оказания медицинской помощи на уровне поликлиник и первичной медико­-санитарной помощи. Почему?

– Достаточно большой объем времени и средств уделялся оказанию специализированной, высокотехнологичной помощи, – объяснил Александр Филимонов. – Сейчас у нас есть чем гордиться. Наши центры работают на уровне ведущих в РФ, некоторые – на уровне лучших зарубежных стандартов. Это учреждения системы родовспоможения (перинатальные центры) третьего уровня, больницы, оказывающие травматологическую и нейрохирургическую помощь, кардиологические и кардиохирургические отделения в составе многопрофильных больниц и кардиологического диспансера и т. д. По этим направлениям у нас проводилась очень большая работа, которая дала результаты, в том числе снижение смертности от болезней системы кровообращения, онкологии, дорожно­-транспортных происшествий.

При этом, как отметил директор департамента, у всех есть четкое понимание, что резервы дальнейшего совершенствования данных видов помощи еще есть, но они приближаются к такому уровню, когда улучшение связано с очень большими затратами (более серьезные технологии и стоят намного больше). Одновременно мы видим существенно большие резервы для улучшения здоровья югорчан на первичном уровне.

– Это то место, куда человек приходит за консультацией при заболевании, где проводятся все основные профилактические мероприятия по предупреждению и ранней диагностике болезни. Здесь можно достичь достаточно серьезных результатов с точки зрения повышения эффективности всей системы здравоохранения, – уточнил он. – До недавнего времени этот сегмент здравоохранения находился в ведении муниципалитетов. Была определенная разрозненность в оказании медицинской помощи, в маршрутизации пациентов. Помощь была часто локализована отдельным муниципальным образованием. Даже жители близлежащих деревень не могли попасть в соседний город, поскольку это были разные муниципальные образования. С приходом единообразия в системе здравоохранения, переходом полномочий по оказанию первичной медицинской помощи в полном объеме на окружной уровень, мы планомерно укрепляем этот сегмент.

По словам Александра Филимонова, начали с сельских населенных пунктов, в которых были фельдшерско-­акушерские пункты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

– Мы планировали полную замену таких зданий. Всего в программу вошло 34 ФАПа. Из них два – обычное строительство (один в Белоярском районе, второй – в Ханты-Мансийском) и 32 – модульные здания. Первые пять были сданы в эксплуатацию в рамках программы модернизации, они начали функционировать еще в 2013 году. Оставшиеся вводились по программе «Сотрудничество» в 2013–2014 годах. В настоящее время все ФАПы введены в эксплуатацию. Последние ввели в первом квартале этого года. Добавлю, что, помимо строительства новых фельдшерско­-акушерских пунктов, мы проводили капитальный ремонт и модернизацию части старых. Сейчас в этих населенных пунктах жители получают медицинские услуги в условиях, которые полностью соответствуют санитарным требованиям. Там есть медицинские работники (медсестра, фельдшер), которые принимают в удобных кабинетах, у них есть все необходимое оборудование. Там же есть жилой модуль для временного проживания либо мед­работника, либо выездной бригады, которая приезжает для проведения диагностических исследований, диспансеризации. Это очень удобно. Но это только первый этап. Следующий, направленный на врачебное звено, реализуется в текущем году. В начале года введены в эксплуатацию две врачебные амбулатории в Сургутском районе (Ульт­Ягун и Сайгатина). До конца года мы планируем ввести в строй врачебную амбулаторию в поселке Коммунистический в Советском районе и участковую больницу в селе Полноват Белоярского района.

Наконец, в апреле правительством округа было принято решение о включении в государственную программу «Развитие здравоохранения Ханты-­Мансийского автономного округа – Югры» нового мероприятия по приобретению помещений для офисов врачей общей практики в крупных городах. Выделено финансирование в размере 100 миллионов рублей.

– Безусловно, нужно строить новые поликлиники, и они строятся. Например, в Сургуте находится на стадии сдачи новая поликлиника «Нефтяник». Но они в полной мере не решают задачу по обеспечению медицинской помощью жителей крупных микрорайонов комплексной застройки. Мы не успеваем за ростом жилищного сектора. Строительство поликлиник – достаточно затратная и долгая работа. Поэтому, чтобы приблизить медицинскую помощь (при наличии крупных диагностических поликлинических центров) в городах, принято решение о создании небольших подразделений. По площади это порядка 300–500 квадратных метров. Работать там будет врач общей практики или участковый терапевт, средний медицинский персонал. В офисах будут выполняться простейшие медицинские манипуляции и диагностические исследования. Так, там будет физиотерапевтический кабинет. Врач общей практики сможет принимать как взрослое население, так и детей. Это удобно – доктор, находящийся в жилом доме, может фактически быть семейным врачом. Он сможет оказывать не только те услуги, которые сейчас предоставляют участковые терапевты и педиатры, но и проводить диспансерное наблюдение в случае серьезных хронических заболеваний, обеспечивать маршрутизацию при направлении пациента в центры оказания специализированной помощи.

По словам директора департамента, на этом этапе планируется закрыть проблему шаговой доступности первичной врачебной помощи. Это врачи общей практики, терапевты, участковые педиатры, акушеры­-гинекологи женской консультации – те специалисты, кто должен быть максимально близко к месту проживания пациентов.

Как подчеркнул Александр Филимонов, речь идет не только о стенах и оборудовании:

– В этих подразделениях будут проводиться специальные тренинги для персонала, которые позволят более эффективно распределять рабочее время. Также они будут направлены на повышение коммуникативных способностей сотрудников, которые непосредственно работают с людьми, для повышения удовлетворенности визитом в офис. В первую очередь это регистраторы, медсестры. К сожалению, раньше этому уделяли мало внимания.

По его словам, одна из причин недовольства жителей качеством оказания медицинских услуг связана как раз с такими моментами, как невнимательность персонала, отсутствие доброжелательности, внимания.

В большинстве своем в здравоохранении работают добрые и отзывчивые люди, считает директор деп­здрава. Но когда человек попадает в поликлинику, у него иногда возникает противоположное мнение. Особенно в тех случаях, когда человек не получает нужного ему внимания и человеческого участия. При этом у врача или медсестры остается стойкое убеждение в своей правоте, поскольку все необходимое для пациента с профессиональной точки зрения они сделали. Иногда эта внешняя черствость может быть проявлением синдрома профессионального выгорания медицинского работника. Тренинги, помогающие персоналу преодолеть эти проблемы, будут проводиться во всех открывающихся офисах. Уже есть опыт, показывающий необходимость подобной работы. Соотношение жалоб и положительных отзывов в тех подразделениях, где она велась, существенно изменялось.

– Коммуникативные тренинги проводили почти все крупные организации. И через некоторое время мы видели положительный эффект. Но надо понимать, что он нестойкий. Самое главное, что это должно быть не разовым мероприятием, а системой. Знания нужно периодически освежать. Часто руководитель проводит такую работу, остается доволен результатом, успокаивается, «закрывает тему» и занимается уже другими вещами. А к этому нужно возвращаться постоянно, – подчеркнул Александр Филимонов. – Данные опросов показывают, что удовлетворенность медицинской помощью в различных учреждениях колеблется от 45 до 90 %. Поэтому мы сейчас буквально навязываем новым подразделениям меры по повышению пациентоориентированности.

 

В деревне Вата Нижневартовского района в более современное здание переехал фельдшерско-акушерский пункт.

Здесь на одной площадке разместились аптека, процедурный кабинет и мини-поликлиника. Хозяева уже освоились на новом месте и работают в штатном режиме.

Сельчане спешат зайти на профилактический осмотр, получить назначенную доктором процедуру или просто посмотреть, как разместился деревенский дом здоровья на новом месте. И никто не выражает неудовольствия по поводу обязательного использования бахил, напротив – единодушно соглашаются с тем, что новый ФАП красивее и удобнее прежнего. Кабинеты просторные, оснащены современным оборудованием, имеются физиотерапевтические аппараты, компьютеры, обеспеченные современными программами. Теперь в кабинете взрослого приема снимают электрокардиограмму, и не нужно для этого выезжать за пределы деревни.

В аптечном пункте всегда можно приобрести необходимые лекарства, имеются и препараты для льготной категории населения. Жители Ваты, по мнению медицинских работников, болеют редко, за день фельдшера в среднем посещают до десяти человек. Новое помещение как раз и рассчитано на такое количество посещений, в коридоре есть места для ожидания. При необходимости на дом к больным выезжает машина скорой помощи.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Жизнь на буровой
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.