Он был истребителем вражеской силы

...Летчик увидел улыбающуюся морду с оскаленными золотыми зубами во вражеском самолете. Фашист не знал, что живет последние минуты.
Автор текста: 
12.05.2015

Победители уходят. Даже те, кто в мае 45-го вернулся живым и невредимым, кого пощадила война - их теперь забирает у нас беспощадное время.

Многие из нас, унаследовавших от них мирную родину, слишком поздно спохватились: мало разговаривали, не слишком хорошо запоминали рассказы о страшной войне, не записывали каждое слово фронтовиков.
Начальнику отдела услуг внутрискважинных работ ОАО «Самотлорнефтегаз» (НК «Роснефть») Евгению Чичиленко очень повезло. Его дед Василий Григорьевич Фомин, который  в годы Великой Отечественной войны был военным летчиком и которого не стало несколько лет назад, оставил на память внукам и правнукам свои записки о самой важной и героической вехе в своей судьбе. Перечитывая их, Евгений Чичиленко словно снова общается с дедом.
Он будто смотрит в глаза своему деду - такому, какого ему не суждено было узнать - юноше, который отважно шагнул в войну, принял бой, когда был намного моложе его самого. Он смотрит в тот ослепительный солнечный день накануне войны, когда все студенты Бежецкого педагогического училища трепетали в ожидании выпускного вечера, а потом кружились в вальсе, пели о дружбе и о большой жизни, ожидающей всех впереди.
С бала на войну
«…И никто из нас не знал, что ожидает наш народ в завтрашний день», - вспоминал фронтовик.
Незадолго до выпускного все юноши проходили медкомиссию в военкомате. После медкомиссии Василия Фомина позвал к себе военком и спросил: «Фомин, будешь летать на пикирующих?» Призывник растерялся: по приписке он был зачислен в морфлот. «А чем тебе самолет хуже корабля?», - осадил военком, и Фомин согласился летать на самолетах. Так он попал в авиацию и буквально тут же узнал, что учиться летать он будет совсем не в мирном небе, что началась война.
Василий Фомин был направлен в Чебоксарскую школу пилотов первоначального обучения. Из  всего педучилища в авиацию набрали только четверых. Из них  стал летать он один.
 В Чебоксарах было около четырехсот курсантов. Многие из них раньше занимались в аэроклубах на По-2. Василий же никакого самолета и близко не видел. Курс теоретической подготовки не занял много времени: фронту нужны были специалисты как можно скорее, поэтому курсанты приступили к полетам. 
- Дед вовсе не чувствовал себя героем, - вспоминает Евгений Чичиленко. - Он рассказывал о себе с юмором - и о том, как было страшно в первый раз подняться в небо и еще страшнее посадить самолет. Вот посмотрите, как честно и без патетики он описывает свой первый полет:
«Поднялся с инструктором в воздух по кругу, крепко держась руками за сиденье, - читаю в воспоминаниях Василия Фомина. - Инструктор кричит: «Где аэродром?» Я киваю головой примерно в сторону аэродрома, боясь оторвать руки от сиденья. Когда сели, я смотрел на инструктора, как на бога. Сам маленький, кривоногий, а как летает! Неужто и я буду летать?».
 Через несколько дней его звено, 24 человека, отправили в караул самолеты охранять, а вскоре, к великой радости Василия, который все рвался в бой, отправили учиться в Ибресинскую школу пилотов.
Однажды при выполнении задания в зоне плохой видимости, при  плохой погоде, курсант Фомин заблудился, потерял ориентировку и сел на чужом аэродроме, да так виртуозно, что сохранил себя и самолет, хотя на чужих аэродромах никогда не садился. Командование приняло решение: «С сегодняшнего дня курсант Фомин будет летать!». С того самого дня он летал еще 26 лет летчиком-истребителем, освоил 20 типов самолетов, налетал 2 400 часов, сделал 10 парашютных прыжков. 
Хороший доктор
После окончания Ибресинской школы первоначального обучения курсантов  перевели в Вязниковскую школу летчиков. Здесь они летали уже на боевых самолетах И-16. На этих самолетах наши летчики вступили в войну против «мессеров» и «фокс-вульфов». 
- Там дед при посадке во время учебного вылета потерпел аварию, был ранен, пролежал в госпитале три месяца, - рассказывает Евгений Чичиленко. - Но каждый день из этих трех месяцев он мечтал вернуться в свою эскадрилью и отправиться поскорее на фронт.
Когда Василий Фомин стал ходить на костылях, ему  выписали документы в пересыльный пункт. Там доктор заставил его ходить по кабинету и, заметив неровную походку, тщательно измерил ноги курсанту. Правая нога оказалась на 2,5 см короче левой. Парень замер, ожидая вердикта врача. Но отправил Фомина обратно в летное училище, заметив:  «Там определят».  
- Хороший доктор! - прочувствованно хвалил врача Василий Григорьевич и годы спустя.
На другой день утром командир отряда капитан Хитров, поздравив с выздоровлением, сразу спросил: «Фомин, летать дальше не будешь бояться? Нет? Тогда надевай летную форму и иди на аэродром. Там тебя капитан Карасев проверит на нагрузки».  
Герою было двадцать лет
На новый 1945 год в Арзамас прилетели летчики 3 Гвардейского истребительного полка за новой материальной частью самолетами Ла-7 и пополнением летного состава. Каждый летчик выбрал себе самолет и облетал его. Из полка, где служил Василий Фомин, взяли только трех летчиков: кроме самого Фомина  еще двух, в том числе одного инструктора.
Фомина  взяли во 2-ю авиаэскадрилью  ведомым к заместителю командира эскадрильи капитану Бригидину. Командовал же эскадрильей Герой Советского Союза капитан Базанов.  Этому асу, на счету которого было уже 18 сбитых самолетов, было только 20 лет . Василий Фомин был старше его на три года, но смотрел на него с благоговением. Всего в полку было три Героя Советского Союза.
Подготовив самолеты и личный состав, полк 20 января полетел на фронт. Однако на боевое задание взяли его не сразу. В бой идут одни старики, а молодые летчики занимались групповой слетанностью на вертикали, вели воздушные бои между собою. 
 - Начнешь просить командира, чтобы взяли на задание, командир эскадрильи говорит: «Куда ты лезешь? Скоро война закончится, жить будешь…
а полетишь - тебя убьют!» - вспоминал Василий Григорьевич о том, как до последнего старались защитить своими спинами старшие товарищи необстрелянных пацанов. Тогда он злился на их неторопливость, несговорчивость, а уж потом оценил эту отеческую заботу фронтовых наставников.
Первый боевой вылет Василий Фомин сделал со своим ведущим Бригидиным на разведку противника. В следующий вылет сопровождали группу штурмовиков ИЛ-2 и лоб в лоб столкнулись с противником. Километров через тридцать из-за облачности выскочили четыре  немецких «фокера» и плотным строем пошли  на штурмовиков. Звено, в котором летели и Фомин с Бригидиным, - за ними. Фашисты  увлеклись штурмовиками, подпустили наших летчиков близко, и каждый наш экипаж сбил по вражескому самолету. А во время работы штурмовиков по переднему краю самолет из другого звена в это время подбила зенитка.
Дымил мотор у штурмовика, уходящего «домой». Но и этой беды мало: напала на него пара «мессеров». Столкнулся с землей самолет боевого товарища Василия Фомина, был он тяжело ранен.
Не поминай лихом, Родина!
Сегодня один из российских каналов затеял в честь юбилея победы интересный и нужный проект: каждый день в сводке информбюро сообщается, как и семьдесят лет назад, о том, какие населенные пункты заняты нашей армией, сколько вражеской техники подбито. Евгений Чичиленко слушает и думает: среди этих подбитых танков и самолетов есть и те, что уничтожены руками его героического деда. Это он день за днем приближал долгожданную победу. 
  Как-то стояла эскадрилья Фомина и  в Чехословакии,Ю в Моравской Остраве. Перед АЭ была поставлена задача на штурмовку аэродрома под Прагой, где  была сосредоточена большая группировка противника. До праги горючего могло и не хватить, а потому  командование решило использовать «аэродром подскока», который уменьшал маршрут на  180 км. К вечеру прилетели на этот аэродром, а утром рано, чуть рассвело, вылетели. Аэродром под Прагой не прикрывался истребителями, но зенитного огня хватало. 
«Как только мы подлетели к аэродрому, зенитки открыли море огня, - вспоминает фронтовик. - Больше всего зениток было со стороны города. Мы вытянулись в цепочку друг за другом и начали штурмовку, выбирая каждый себе цель».
Самолетов на аэродроме было много, в основном бомбардировщики, и они  были рассредоточены. После первого захода наших штурмовиков самолетов десять фашистских горело. 
Как засечки на винтовки снайпера - воспоминания Василия Григорьевича, сохранившие не только каждую уничтоженную вражескую единицу, но и цену, заплаченную за успех. Он подробно рассказывает о мужестве, находчивости своих боевых товарищей, которые не теряли силу духа, не переставали идти к цели, даже заглядывая смерти в лицо.
«В первом заходе был подбит самолет Сайко, - рассказывает в своих записках Василий Григорьевич. - Когда Сайко прошел километров 40 от аэродрома, он увидел улыбающуюся рыжую  морду с оскаленными золотыми зубами во вражеском самолете. И этот фашистский ас поднимает левую руку и показывает сначала один палец, потом два. Это значит: «Тебя убить с первого захода или со второго?». Сайко думает: «Все, прощай, Родина!». Ас начинает атаку и решает сбить с первого захода - подходит совсем близко. И тут Сайко резко убирает газ, заставляет свой самолет замереть. Асу уже не до стрельбы, ему нужно срочно уходить от столкновения. И только он выскочил вперед, Сайко прицеливается и изо всех пушек дает огонь. Ас загорелся и пошел в землю. Высота была малая, и он не успел выпрыгнуть с парашютом. А подбитый и горящий самолет Сайко благополучно сел на аэродром подскока».
Однажды командиру эскадрильи Базанову было дано задание идти на разведку, а у него заболел ведомый. Тогда он взял ведомым Василия Фомина в вылет-разведку. Разведывая противника, летчики обнаружили группу из тридцати танков, которые шли к фронту. Дав по танкам очередью, летчики «пошли домой». Однако встретили на своем пути четверку фашистских  «мессеров». 
- Пришлось все время петлять, ведь на вертикали не убьют! - приговаривал, бывало, дед, вспоминая браво и задорно, как лихо ушел от погони.
 День победы
Жизнь удивительна. День накануне войны всегда вспоминался Василию Григорьевичу Фомину солнечным праздником прощания с детством. День, когда кончилась война, был будничным. Так уж получается, что вершители истории не знают того самого дня всеобщего ликования, пока он не наступит и не будет прожит. 
9 мая аэроэскадрилья находилась в готовности №3, и летчики спокойно спали в казарме после очередного выполненного задания. Вдруг дневальный под утро дал команду: «Тревога». Летчики быстро выскочили на улицу и ждали командира с заместителем, удивляясь тому, что их нет, чего никогда не бывало раньше. Наконец их позвали к командиру, они вошли, построились по одному. А командир вдруг вышел на балкон, молча достал пистолет и всю обойму выпустил в воздух. Потом он вернулся в комнату и сказал тихо: «Знал бы мой отец, каким его сын вышел из этой бойни». И вдруг заплакал. Все знали, что отец командира умер в войну. 
- Вот как мы узнали, что кончилась война, что Победа, - рассказывал Василий Григорьевич Фомин своим внукам без пафоса. И только слезы в глазах безмолвно добавляли к этой фразе то, что словами не скажешь.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Местное время

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня
Продолжая добрые традиции
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.