×
Общество
0

«Почище» некоторых будут. Руководитель местного отделения общественного движения «Хрюши против» - о том, что чаще всего залеживается на полках магазинов

В Сургуте о компании людей, на добровольных началах инспектирующих местные гастрономы, впервые заговорили весной. На то, чтобы их узнавали, волонтерам и активистам городского отделения общественного движения «Хрюши против» понадобилось меньше года. Сегодня в универсамах их встречают если уж не с распростертыми объятиями, то хотя бы не просят удалиться. С рабочими визитами ребята успели побывать в 18 продуктовых магазинах, что обернулось для торговых точек десятками килограммов изъятых с полок просроченных товаров. Без них, как утверждают волонтеры движения, не обходится практически нигде. О том, в каких отделах риск нарваться на просрочку выше и что делать, если она уже попала в корзину, – в интервью «Сургутской трибуне» рассказала руководитель местного отделения общественного движения «Хрюши против» Агата Гридина.

Откуда ноги растут

- Агата, движение «Хрюши против»  появилось в Сургуте весной этого года. Ты считаешься его идейным вдохновителем. Что тебя побудило «открыть» сургутский филиал?

- Я следила в интернете за новостями движения «Хрюши против», которое зарегистрировано в Москве, нередко сюжеты о них показывали на Первом канале. Мне захотелось понять, актуальна ли проблема просроченной продукции для Сургута. При походах в магазины стала обращать внимание на то, есть ли просрочка в них. Обнаружила, что она «представлена» в приличном количестве. Несколько раз я обращалась к сотрудникам гастрономов, но тщетно. Тогда я поняла, что один в поле не воин. Не всегда, конечно, но в большинстве случаев. После этого я обратилась к администраторам движения «Хрюши против». Меня попросили собрать волонтеров и организовать пробный рейд. Я с этим заданием справилась и стала руководителем движения в Сургуте. Его волонтерами стали примерно 30 человек.

- Ваша работа достаточно сложная. Не везде идут навстречу, один рейд может длиться от двух до 12 часов. Ради чего такие временные затраты? Какова цель?

- Главная цель заключается в устранении просроченной продукции. Важно, чтобы ее никто не купил и не пострадал от нее. На срок годности товаров внимание обращают далеко не все, эту информацию упускают из вида подростки, особенно уязвимы пожилые люди – ведь зачастую данные на этикетках нечитаемы, бывает, что человеку просто некогда их изучать. Во вторую очередь мы хотим показать людям, что с просроченным товаром они могут столкнуться везде, а значит, должны быть внимательнее. Ну и еще мы боремся с хамством сотрудников магазинов. Мы бы хотели, чтобы они умели разговаривать и признавать свои ошибки.

- То есть больших умений и навыков от волонтеров не требуется. Главное – быть внимательным?

- Почему же? Мне вот помогают знания, которые я продолжаю получать, обучаясь на медика. Я изучала такой полезный предмет, как «Гигиена». Узнала сроки годности продуктов, заболевания, которые могут быть вызваны их употреблением по истечении срока годности, условия хранения… Все мы должны обладать некой базой знаний. В своей деятельности руководствуемся Постановлением главного санитарного врача России с прописанными в нем сроками годности продукции. Все волонтеры изучают его в обязательном порядке.

Внимательность – превыше всего

- У вас за плечами 18 рейдов. Каким будет резюме: чаще просрочкой грешат федеральные сети или наши местные магазины?

- Придомовые магазины. Хотя рекордсменом оказался тоже наш, но более крупный магазин - «Престиж». Там мы собрали 10 тележек просроченной продукции. При этом отзывы о нем от покупателей были достаточно хорошими. Есть и наша сеть «Эдем». Мы дважды бывали в двух ее магазинах и каждый раз изымали по 6-7 тележек просрочки. Хотя и точки федеральных сетей грешат просроченными товарами, и в немалом количестве.

Цифра 30 волонтеров движения сегодня инспектируют магазины Сургута

- И первых, и вторых в Сургуте предостаточно. Как выбираете, куда нагрянуть с ревизией?

- У нас есть группа во «ВКонтакте». Там люди могут оставлять свои жалобы. Пишут название магазина, адрес, по возможности фотографию просроченного продукта прикладывают. Мы выбираем те магазины, на какие поступает больше всего жалоб.  

- То есть у вас есть некая обратная связь с горожанами. Кстати, как сургутяне оценивают вашу деятельность – одобряют или порицают?

- 50 на 50. Есть те, кто против. В основном это те, кто не понимают смысла существования нашей организации, считают, что самостоятельно могут справиться с просроченной продукцией. Но есть и те, кто нас поддерживают. И таких людей большинство. Мы это понимаем, читая комментарии сургутян к нашим новостям и видео в социальных сетях.   

- Мне кажется, сургутяне привыкли полагаться на добросовестность магазинов и не изучать этикетки, это же столько времени нужно… Скажите, в каких отделах лучше задержаться подольше?

- В последнее время сильно испортились овощи и фрукты. Я не знаю почему, но найти среди них нормальные почти во всех магазинах стало достаточно сложно. Очень часто находим просрочку в молочных отделах – йогурты, батончики, сметана, масло. Самая большая беда всех магазинов – это майонезы, потому что они хранятся при разных температурах, в зависимости от того, где стоят: в холодильнике или просто в торговом зале. Печально, что практически в каждом магазине встречается просроченное детское питание – соки и пюре.

 О сургутянах

- Совершаете ли вы повторные визиты в уже проверенные магазины?

- Делали мы повторные рейды в «Ленту». Не скажу, что получилось результативно. Что в первый раз мы набрали 6-7 телег продукции, что во второй. Но изменилось отношение к нам – люди стали адекватнее себя вести.

- То есть даже вы иногда оказываетесь бессильными. Стоит ли сургутянам пытаться решать такие вопросы?

- На месте рядового жителя, если бы я нашла просроченный товар, я бы показала его администратору. Если магазин бережно относится к своей репутации, он устранит испорченный товар. А если человек промолчит, то очень высока вероятность того, что просроченный товар кто-то купит. Поэтому я считаю, что правильнее в таких случаях обращаться к сотрудникам магазина. 

Агата Гридина: «Пока мы не встретили ни одного магазина, где бы просрочка была равной размеру одной-двух телег. Ее всегда больше, это много. Конкретный магазин, куда можно спокойно идти и быть уверенным в покупке только свежей продукции, было бы неправильно советовать. Я бы просто порекомендовала сургутянам быть внимательнее и не полагаться на добросовестность сотрудников магазинов. Срок годности товаров нужно смотреть всегда.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии