Сладкий день календаря

14 августа – Медовый Спас
Автор текста: 
13.08.2015

Ежегодно 14 августа восточные славяне отмечают народно-христианский праздник – Первый (Медовый) Спас.

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, пасечники приступают к сбору. Считалось, что если из пчельника не «выломать» соты, то соседние пчелы вытаскают весь мед.

В этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу – пекут медовые пряники, пироги, булочки, плюшки с маком. По традиции есть освященный церковью мед разрешалось именно с этого дня. Также в былые времена с 14 августа начинался сев озимой ржи.

Согласно народной этимологии  значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать за счет употребления в пищу меда, яблок, хлеба, орехов.

В былые времена у пчеловодов существовал обряд освящения меда в этот день. С утра они старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть в новую деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и начинал святить принесенный в сотах мед. Дьяк собирал «попову долю». Часть освященного меда тут же передавалась «нищей братии», поздравлявшей пчеловодов с Медовым Спасом. Несомненно, все это было важно для людей, однако большая часть праздника проходила не в храмах, а на пасеках. Вечером каждый пчельник обступала толпа ребят с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели благодарственные песни.

Мед ели с хлебом или различными блюдами, на его основе делали пряники, хмельной мед и множество безалкогольных напитков. В старинных источниках мед описан как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания».

Кроме Медового Спаса, этот день также носит название Маккавей. 14 августа – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев в Русской православной церкви, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени.

Наши предки пекли на Маккавей маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Трапезу нередко начинали с блинов с маком. К ним готовилось маковое молочко – маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине – макитрой, в Белоруссии – макатером.

Мак упоминается во многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках: «Мачок с медом – усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод».

В Маккавеев день молодежь водила хороводы с шутливыми заигрышами, девушки осыпали парней маком, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

В Македонии погода в течение Маккавея (первых 6 или 12 дней августа по старому стилю) служила для предсказания погоды на предстоящие полгода или весь будущий год. В художественной форме этот обычай среди рыбаков Охридского озера описал Луан Старова в романе «Путь угрей». Местные обычаи в Македонии часто запрещали женщинам стирать белье или купать детей в течение первого дня (то есть 1 августа) или нескольких первых дней Маккавея. Иногда запрещалось делать и некоторые другие работы.

Фольклор славян хранит уважительное отношение к Медовому Спасу, подобно иным праздникам, не только в обычаях, но и в приметах: «На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь», «Паши под озимь, сей озимь», «Первый Спас – первый сев», «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать» и т. п.

В Нефтеюганском районе Медовый Спас отмечают преимущественно православные жители поселений. В этот день для них проводятся традиционные религиозные обряды, а также концерты и ярмарки.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Югорское обозрение

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.