Александр Вайсбурт: Строить не глобально, а монументально

Автор фото: 
13.08.2015

Невозможно хорошо строить в городе, в котором ты не живешь и не знаешь менталитета его жителей, считает Александр Вайсбурт, президент строительной компании ВНСС. 
Он приехал в Ханты-Мансийск в далеком 1994 году, чтобы  построить город и навсегда изменить вопрос: «Это где?» на восклицание: «Вот это да!». 

«Мосты» к большой земле
Александр Вайсбурт родился в Луганске. Строителей в его семье не было, отец работал в сфере ЖКХ, мама – бухгалтером, а ему почему-то нравилось проектировать. Впервые он попал на север после окончания политехнического института в начале 70-х годов. Молодой специалист в команде инженеров Сибгипротранса участвовал в историческом событии – проектировании железной дороги Тюмень–Сургут. В 1985 году Вайсбурта пригласили на должность главного технолога, а затем и главного инженера треста «Варьеганнефтеспецстрой». Трест строил автомобильные дороги и кустовые площадки на месторождениях Варьеганнефтегаза. Но в конце 80-х добыча нефти на предприятии упала.
– Потребность в наших услугах резко снизилась, надо было что-то делать. Поэтому решили строить все, – рассказывает Александр Михайлович. – Мы ничего не боялись, было желание победить и сохранить предприятие. 
Основные стройки начались, когда его с командой пригласили в Ханты-Мансийск. Шел 1994 год, Югра стала самостоятельным субъектом федерации, но столица округа была полностью отрезана от большой земли, автомобильной дороги не было вообще, а воздушные проложены только на сравнительно небольшие расстояния – аэропорт не мог принимать даже среднемагистральные самолеты. 
– Перед нами поставили задачу – достроить въездную дорогу, которая бы связала город с Сургутом, оставалось 30 километров, мы заканчивали ее вместе с Сургутдостроем. 
Александру Вайсбурту пришлось отстаивать свою революционную по тем меркам технологию перед заслуженными строителями. Его позицию поддержал Сергей Собянин, в то время заместитель губернатора. Что же было особенного в этой дороге – об этом чуть позже. 

Параллельно Вайсбурту предложили перестроить ханты-мансийский аэропорт из регионального в международный, так как в планах округа уже фигурировали этапы Кубка мира по биатлону. В первую очередь необходимо было построить взлетно-посадочную полосу, диспетчерскую службу и всю необходимую инфраструктуру. За плечами строителей уже был опыт возведения аэропорта в Радужном. 
Интересно, что первыми проектировщиками ханты-мансийского аэропорта были американцы.
– Мы предложили вариант в два раза дешевле, при этом с дренажной системой (американцы ее не предусмотрели) и с совершенно другой конструкцией покрытия, которое еще не использовалось ни в одном аэропорту России и до сих пор не используется – без бетона и железобетона, – объясняет Александр Михайлович. – Это нежесткий тип покрытия, там были применены доменный шлак, щебень, ПГС и асфальтобетон. 
Полоса, спроектированная совместно с Мосаэропроектом, способна принимать самолеты любых типов. На асфальтобетон строитель дал 10 лет гарантии. Но полоса служит уже 18 лет.  
Зимой 1995–1996 года в окружной столице на новую взлетно-посадочную полосу сел первый Ту-134 – так был открыт прямой рейс Москва–Ханты-Мансийск. А в 2008 году полоса приняла борт № 1 – самый тяжелый российский самолет Ил-96, на котором прилетел Дмитрий Медведев (в то время президент России). 

Биатлонный центр: два рождения
Вскоре Ханты-Мансийск стал мировой столицей биатлона! 
– Биатлонный центр поднял рейтинг не только округа, но и России в целом, никто не мог поверить, что мы построили его за два года. У нас было много партнеров, проектировали центр канадцы. Предложение поступило в 1996 году, в 1998 году он был уже на уровне. На тот момент его оценили как самый лучший в мире. Мы задали планку, на которую стали равняться все остальные, – вспоминает Александр Вайсбурт. 
Но прогресс не стоит на месте, требования меняются, и к чемпионату мира в 2011 году югорским строителям пришлось провести полную реконструкцию спортивного объекта: построить комментаторские кабины, новый пресс-центр, увеличить трибуны, изменить трассу, чтобы спортсмены дольше находились на стадионе. 
Александр Михайлович рассказывает интересный эпизод, связанный с установкой двух больших табло. Зарубежный поставщик предложил их за 400 миллионов рублей. 
– Оказалось, наше производство есть в Китае, они быстро сделали, цена ровно в два раза ниже. Оставался вопрос – как доставить? Пришлось эти табло везти двумя Ил-76 из Иркутска. Весь этот сложный маршрут был просчитан буквально по минутам, мы очень волновались, но все отработали, как часы. 

Пять минут Америки
Кто не жил в Ханты-Мансийске в 90-х годах, тому сложно оценить, как изменился город. Я родилась и выросла здесь, месила сапогами грязь, протаптывая каждый день тропинку к школе, лишь несколько главных дорог в городе были покрыты плитами и освещены фонарями. Поэтому, когда в конце 90-х улицы стали одна за другой одеваться в асфальт, тротуары и мягкий свет фонарей, – это каждый раз превращалось в событие! Мы были счастливы, но не могли оценить, насколько хороши эти дороги. Только  приезжие с большой земли восхищались, сравнивая Ханты-Мансийск с Европой и Америкой. В чем же их особенность? Говоря о дорогах, которые строил, Александр Вайсбурт несколько раз подчеркивал: «Там нет бетона и железобетона». 
– Вы так не любите бетон? – спрашиваю.
– Верно подметили – не люблю, – улыбается он. – Это тяжелый и дорогой в эксплуатации и ремонте материал. Мы никогда не строили дороги из плит, я противник этого. Первую дорогу без плиты мы проложили в 1993 году на участке от Радужного до Нижневартовска – всего 10 километров, хотелось показать, как это может быть. Тогда Нижневартовский район возглавлял Борис Хохряков, он часто ездил по этой дороге и наш участок называл «пять минут Америки». У нас был свой почерк, стиль, который мы принесли в Ханты-Мансийск. 
Команда Вайсбурта построила более 90 процентов улиц в столице Югры. Интересно, что тогда в округе еще работал Сергей Собянин. Когда он переехал в Тюмень, там тоже поменялись дороги, и в историю Москвы он уже вошел как строитель дорог, эталон которых мэр столицы увидел именно в Ханты-Мансийске. 

Ханты-Мансийск – Нягань. Покорение Иртыша
Все помнят строительство и торжественное открытие «красного дракона» – моста через Иртыш. Это было поразительное зрелище. В это же время на другом берегу команда Вайсбурта строила дорогу прямо в воде –в пойменной части великой сибирской реки. 
И вновь Александру Михайловичу пришлось ломать стереотипы. Изначально в проекте были предусмотрены так нелюбимые им дорожные плиты и монолитные блоки, в том числе для укрепления откосов. 
– Если бы положили блоки, в каждый шов попадала бы вода и размывала их, плиты бы начали падать, а вместе с ними и откосы. Я хотел сделать по-другому и для убедительности пригласил наших зарубежных партнеров (это же еще с Петра I повелось: если иностранцы предлагают – это хорошо, если наши придумали – вызывает недоверие). Мы предложили новые типы укрепления – «Матрацы Рено» – ящики из проволоки, в которые засыпается щебень, в основание дороги положили еще георешетку – соты, которые также засыпаются щебнем. Структура получается подвижной, но при этом устойчивой – вода вошла в щебень и вышла, – поясняет Александр Вайсбурт.
Потом по разработкам ВНСС МАДИ  создали технологические карты, и в нормативных документах появилась рекомендация использовать данную технологию.
К слову, тогда югорские строители сэкономили бюджету округа 20 миллионов долларов. 

И пришли мамонты…
До сих пор перед глазами стоит картина – длинная колонна машин везет по городу древних гигантов, в разрезанных частях скульптур легко угадываются мамонты. Так они проехали через всю Россию из Беларуси, где сохранилась единственная на постсоветском пространстве большая художественная мастерская, в которой мамонтов можно было изваять в полный рост. Потом их разрезали, доставили в Ханты-Мансийск и собрали. 
– Мы работали с Андреем Ковальчуком, народным художником России. Он создал большую часть скульптур в городе. В первый же его приезд мы наметили, где что можно поставить: археопарк на объездной дороге, Натали с Пушкиным у КТЦ (кстати, некоторые ошибочно считают, что это героиня писателя Татьяна – авт.), молодоженов у ЗАГСа, семью ханты у аэропорта… – перечисляет Александр Вайсбурт. 
И парк им Б. Лосева ВНСС построил по проекту Ковальчука. 
Кстати, в археопарке также не обошлось без новых решений. Для укрепления откоса холма, на котором стоят мамонты, строители использовали новый для России материал – «Геовеб».  Соты, так органично сливающиеся с природным ландшафтом, выкладывали со сдвижкой в пять сантиметров, заполняя каждую песком. И конечно же, никакого бетона и железобетона. 

Народный кандидат наук
Это далеко не все объекты, которые строил Александр Вайсбурт со своей командой. Стела в Самарово, центральная площадь с ротондой, Парк Победы, восточная объездная дорога, развязка на перекрестке Гагарина–Чехова, живописная дорога к храму, детские сады и жилые дома в городах округа. 
Александр Михайлович предпочитает выполнять сложные задачи от проектирования до сдачи в эксплуатацию. 
– Когда один проектирует, а другой строит, то находит массу ошибок. Так повелось, что строители всегда идут впереди проектировщиков, которые зажаты определенными нормами, зачастую неточны в расчетах, у них нет строительного опыта. А когда строитель берет их с собой  и они начинают в ногу шагать, – можно найти оптимальное проектное решение, как техническое, так и экономическое, – считает Александр Вайсбурт.
И продолжает:
– Мне предлагали написать диссертацию, идей-то много эксклюзивных, но я не стал. Для того чтобы строить лучше, звания не нужны. Все, что я придумал, внедрено и служит людям.
В разговоре с Александром Вайсбуртом я отметила еще одну важную деталь – он не любит не только бетон, но и слово «глобально». Несмотря на колоссальные проекты и объемы строительства, считает, что это не про него. 
– Глобально – это значит широко. Строить надо монументально –  здесь и навсегда.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.