С рублем в кармане и уверенной походкой

Как веселились сургутяне на массовом гулянии в прошлом веке
Автор текста: 
13.09.2015

Нынче в Сургуте много городских гуляний и праздников. К примеру, фестивали «Соцветие» и «Мангазейский ход». Гуляния в День города и День работников нефтяной и газовой промышленности. Сургутяне в любую погоду собираются на городских площадях и площадках, в том числен и на сабантуй…

Старожилы помнят, что Сабантуй проводился в Сургуте еще в 1930-е годы. Когда начали его проводить, наверное, достоверно никто не скажет. Конечно же, праздник не носил того национального колорита, который имеет от истоков. Однако массовое гуляние, проводимое в Сургуте в конце июня, называли именно так - Сабантуй. В широком значении это слово обозначает широкое веселье. В своем словаре-воспоминании «Слово за слово» известный краевед, коренной сургутянин Валерий Белобородов дает значение слову сабантуй как «массовое гуляние». Подкрепляет его выражением из Словаря русских старожильческих говоров средней части бассейна Оби: «На сабантуй приходите, девки вам песни споют». Выходит, что с течением времени название традиционного татарского и башкирского праздника приобрело общепринятое употребление.
Но отвлечемся от этимологии и вернемся в Сургут прошлых времен. По рассказам старожилов, сургутский Сабантуй традиционно проводился на зеленой площадке средь красивого леса, что имелась неподалеку от территории больницы. В том районе, где совсем недавно работал рынок на проспекте Набережном. Лишь на некоторое время Сабантуй переносили на бережок Саймы, в район средней школы №1 (Дом пионеров), но потом гуляние вернулось на прежнюю площадку.

Смола гостям не помеха
Проводили его один раз в году, в межсезонье, после окончания рыбацкой весновки и завершения половодья. После того как убывала вода, рыбаки еще «добывали» рыбу, собравшуюся возле специально поставленных заграждений - варов. Оттого это время называлось «варовой» порой или путиной. В конце июня, когда все хлопоты, связанные с рыбным промыслом, были завершены, и проводился Сабантуй. Обычно к тому времени в Сургуте устанавливалась хорошая теплая погода. 
Специальной программы празднования не было, но порядок подготовки и проведения был неизменным. За несколько дней на большой поляне делали деревянную сцену, мастерили длинные столы и основы для киосков. Неподалеку от них наносили разметку волейбольной площадки. Как правило, в этой игре соревновались две команды: сургутян и жителей Черного Мыса. На сабантуй добирались спозаранку из разных уголков Сургута - на лошадях с телегами, на обласах и лодках. Многие шли пешком, неся с собой провиант и напитки.
К поляне пролегала дорога в продолжение улицы Гагарина. Если идти по ней, то получалось, что надо сделать небольшой крюк. Многим этого делать не хотелось, и они предпочитали идти напрямую через больничный двор и парк. По воспоминаниям Петра Александровича Мунарева, главный врач Владимир Петрович Пантеровский - очень хороший человек и специалист - прямо-таки воевал с теми, кто пытался пройти через больничные владения. Потому как вытаптывали насаждения на больничном огороде и портили корни столетних сосен. Однажды, когда уже уговоры и угрозы не помогали, он решил верхние жерди больничного забора вымазать смолой. Поток уменьшился, но все же находились те, кто, не побоявшись испачкать одежду и руки, упрямо шли через территорию больницы.

На один рубль праздновать весь день!
Как правило, Сабантуй открывался выступлением председателя райисполкома. После чего начинался концерт художественной самодеятельности. Затем - волейбольное соревнование, собиравшее массу болельщиков. По словам коренного сургутянина Алексея Федулова, на Сабантуе играли также в городки, мерялись силой. «На один рубль можно было праздновать весь день, - рассказывает он. -  Мы были подростками, и нам этого рубля хватало, чтобы накупить себе плюшек, горячих пирожков и других сладостей, выпекавшихся на местном промкомбинате. Это уж когда постарше стали, то покупали пиво «Медок», местного производства. Помню, еще учась в школе, решили испить этого напитка с ребятами под берегом на лодке. Почти завершив процедуру пития, направились было к берегу, да тут нас один парнишка завернул, что называется назад: «Плывите быстро отсюда!». Оказалось, что на берегу наблюдал за нашим занятием завуч школы Виктор Павлович Бирюков. Так что мы скорей скрылись от его глаз. Вот так было», - завершает Алексей Алексеевич.
Молодые люди купались в речке, прогуливались по лесу. Кто сидел за столами, а кто разворачивал свой «стол» - раскладывал принесенную с собой снедь на импровизированных скатертях, расстеленных прямо на земле. Наверное, у многих в жизни бывали такие «застолья». Конечно же, играла гармошка, звучали песни - люди отдыхали. Отдыхали мирно и дружно. Поскольку не было специальных массовиков-затейников, то организовывали свой досуг сами. Сбивали друг друга с бревна мешками, набитыми сеном, ходили на ходулях. Как описывает в своей книжке «Так было, так начиналось» Петр Мунарев, иногда ставили на пень или стул коробку спичек, которую надо было сбить щелчком. Обязательно с разбегу, шагов с десяти, причем с закрытым правым глазом.
Расходились по домам только часам к четырем дня. Убиралась импровизированная сцена, киоски, столы, прибиралась территория. Стоит отметить, что мусора особо и не было. Сургутяне бережно относились к природе. Загулявшихся развозили по домам на телегах, но таковых было мало. Не удержусь и вновь сошлюсь на Петра Мунарева. Он свидетельствует, что развозили гуляк Дмитрий Степанович Черемных и Николай Павлович Медведев. Причем последний - это женщина, и звали ее на самом Аграфеной Павловной. Знаю, что многие старожилы города помнят ее. Что заставило эту сургутянку называться мужским именем - загадка. Вела она себя по-мужски, выполняла всю мужскую работу и не терпела, чтобы ее называли Аграфеной Павловной. Если случалось такое, то могла дубиной огреть, да одарить «ласковым» словом. 
Сургутяне любили Сабантуй, ожидали его проведение в следующий раз, весь год вспоминая подробности прошедшего гуляния. Проводить его перестали в начале 1960-х годов, когда началось строительство первых деревянных домов нефтяников.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Сургутская трибуна

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.