×
Общество
0

Стирая границы

В этом году на заседании правительства автономного округа было принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий в сфере создания безбарьерной среды. Это позволит привлечь более 71 миллиона рублей на организацию комфортных условий в школах и детских садах.

– В прошлом году мы впервые преодолели 60-процентную планку по школам, которые отвечают требованиям безбарьерной среды, – заявила губернатор Югры Наталья Комарова.

Общая сумма, предусмотренная в бюджете на реализацию этой программы, составляет 426 миллионов рублей. К концу 2020 года уровень доступности социальных объектов в Югре составит 75 %.

Безбарьерный театр

Отметим, что нынешняя осень в регионе была урожайной на мероприятия для детей с ограниченными возможностями. Так, в Нижневартовске ведется работа по созданию театральной группы на базе театра «Барабашка».

По информации нижневартовского управления культуры, на протяжении десяти дней работала «Лаборатория» инклюзивного театра «Создавая свободу» под руководством британского режиссера и педагога Алекса Дауэра, резидента двух главных лондонских театров – «Олд Вик» и Национального Королевского театра. Участниками «Лаборатории» стали 11 детей с особенностями развития и здоровья из школы для детей с ОВЗ № 1, школы искусств № 3, а также дети, занимающиеся в театральных студиях городских школ искусств № 2, № 3 и студии пластической драмы «СТС» ДК «Октябрь».

– Алекс Дауэр – британский актер, режиссер и педагог, автор известных особых театральных программ с «уязвимыми» людьми – людьми с особенностями – для ускорения их реабилитации. Он верит в терапевтическую силу театра. В то, что занятия творчеством развивают практические, психологические и социальные навыки, которые очень важны на пути восстановления и социальной реабилитации, – сообщила начальник отдела искусств и досуговой деятельности Нижневартовска Галина Зорина.

Как рассказал директор театра «Барабашка» Юрий Кузнецов, главной целью «Лаборатории» является знакомство с современными культурными тенденциями и развитие потенциала молодых преподавателей творческих коллективов, а также поддержка и продвижение инклюзивного театра в регионах России.

– Алекс Дауэр занимался с детьми по классической системе Станиславского. Ребята примеряли различные социальные роли, выражали чувства и эмоции, не боясь ошибок. Как результат занятий, по окончании театральных уроков состоялся небольшой спектакль. Посмотреть постановку пришли родители, родственники детей. Ребята были счастливы оттого, что оказались на сцене. Это была этюдная работа, но самое главное здесь – участие, – уверен Юрий Кузнецов.

Руководитель «Барабашки» сообщил, что в настоящее время ведется работа по созданию постоянно действующих семинаров с особенными детьми. Для работы с ними нужны не только режиссеры, постановщики, педагоги, но и сурдопереводчик.

Площадка с эскиза

В Нефтеюганске развернули площадку для детей с ограниченными возможностями. И это не единственная ее особенность. Проект разработала ученица восьмого класса школы № 2 Ирина Корикова совместно с классным руководителем Надеждой Кенией и учителем изобразительного искусства Снежаной Самарской. На площадке дети с ограниченными возможностями могут заниматься совместно со здоровыми ребятами. Идею школьницы поддержали власти города, депутаты, нашлись и спонсоры. Когда губернатору Югры представили этот проект, она отметила, что он должен стать пилотным для региона и его необходимо реализовать так, чтобы опыт можно было тиражировать в других муниципалитетах.

Учитель изо Снежана Самарская в беседе с корреспондентом «Новостей Югры» отметила, что реализовать проект удалось благодаря поддержке правительства округа, администрации Нефтеюганска и маме целеустремленной ученицы.

– Все оборудование на площадке – для детей-инвалидов. Здесь ребенок на коляске может прокатиться на карусели, так как на ней есть специальные крепления. Есть оборудование, чтобы тренировать мышцы спины, рук, – рассказала она.

Мама Ирины – Ольга Корикова работает в администрации Нефтеюганска. Как она пояснила, в городе ведется большая работа по созданию безбарьерной среды.

– Дети видят нашу работу. Думаю, моя деятельность вдохновила Ирину на создание площадки для детей с особенностями развития. Кроме того, дочь склонна сопереживать людям. Главной целью при реализации проекта она ставила, чтобы особенные дети играли вместе со здоровыми ребятишками. Не секрет, что больной ребенок может стать предметом насмешек. Хотелось бы, чтобы на нашей площадке стерлись эти границы. Не было деления на больных и здоровых. Все дети одинаковые, – прокомментировала Ольга Корикова. – Работа по созданию площадки велась с 2014 года. В выходные мы встречались с преподавателями и думали, как лучше ее сделать. Искали информацию в интернете. Ирина с учителем ходила в центр социального обслуживания.

Сама девочка отмечает, что самым сложным в работе было найти средства и спонсоров. Поиск материалов для создания макета занимал много времени, но вся работа была ей в удовольствие.

– Сейчас вместе с одноклас- сниками мы ходим играть на площадку. Радостно на душе, что дети, имеющие ограничения по здоровью, теперь играют вместе с нами, – сказала Ирина Корикова.

Сад добрых дел

В окружной столице также ведется работа по стиранию границ между детьми. Наталья Тетенок – мама ребенка, который имеет диагноз ДЦП. Она столкнулась с тем, что не может подвезти сына на коляске к песочнице. Часто слышит от других родителей, чьи дети здоровы, фразы: «Не смотри на него! Отвернись!» Наталья мечтает о том, чтобы ее сын играл вместе с другими ребятишками, чтобы он почувствовал себя обыкновенным.

– Я обратилась с просьбой о создании безбарьерной площадки к сенатору Эдуарду Исакову. Он поддержал мою инициативу. Опираясь на зарубежный опыт, я представила материалы, какой хотела бы видеть эту площадку для своего сына. Уже сейчас она создана, но находится в стадии доработки. Конструкции площадки направлены на развитие мелкой моторики, на то, чтобы через игру дети приходили к дружбе, – рассказала Наталья Тетенок.

Главный архитектор Ханты-Мансийска Ольга Фролова отметила, что площадка «Сад добрых дел» – это образовательный проект, ориентированный не только на детей с особенностями развития, но и на всех дошкольников города и их родителей.

– Это новый пространственный формат, когда маленький камерный «Сад» организует вокруг себя места для совместного развития, для совместной игры. Особенность этой площадки в том, что она целиком направлена на интеллектуальное развитие ребенка. На ней представлены тематические домики. Например, в одном из них есть ширма, как в театре, здесь он учится знакомиться. В другом есть кафе, где он учится готовить еду для своих друзей. Сейчас площадка работает в тестовом режиме по выходным. Каждый день мы отрабатываем ее наполнение. Думаю, что в течение месяца «Сад» откроется, – сообщила Ольга Фролова.

Член Совета Федерации от Югры Эдуард Исаков отметил, что на территории округа делается все для создания безбарьерной среды. Школы, детские сады, спортивные комплексы становятся доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Для достижения намеченной цели мало поставить пандусы и широкие двери, – считает Эдуард Исаков. – Современному обществу прежде всего необходимо научиться видеть в людях с инвалидностью полноправных и активных участников общественной жизни.

Фотографии сюжета / 2 фото

Теги статьи: #субсидия

Автор текста: Виктория Козарь    Автор фото: Артур Борисов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии