Культура
0

Уроки столетия на Рождественских чтениях

Читать «Новости Югры» в

Как проложить путь от школьных уроков до духовных ценностей.


Более 500 человек приняли участие в региональном этапе XXV Международных Рождественских образовательных чтений, в рамках которых в Ханты-Мансийске состоялась научно-практическая конференция: «1917-2017: уроки столетия».

Этот большой церковно-государственный форум собрал представителей различных государственных структур, церковнослужителей, педагогическую общественность, представителей культуры, СМИ.

В нем приняла участие и делегация Нижневартовска, в состав которой входили священнослужители, директор департамента образования администрации города Ольга Козлова, педагоги общеобразовательных учреждений и воспитатели дошкольных учреждений города, представители науки из Нижневартовского государственного университета.

Образовательные чтения началась с Божественной литургии в Воскресенском кафедральном соборе Ханты-Мансийска, которую возглавил митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.

На Торжественном открытии Чтений, проходивших в Большом зале культурного центра «Югра-Классик» после приветственных слов от губернатора региона Натальи Комаровой и председателя Думы Югры Бориса Хохрякова, выступил митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.

В докладе митрополита Павла на пленарном заседании было уделено внимание проблемам и перспективам развития духовного просвещения и воспитания в Югре, вопросам сотрудничества митрополии с органами власти и общественными организациями.

- Образование есть обучение плюс воспитание, без воспитательной составляющей нельзя всерьез говорить о целостном образовании, - отметил митрополит Павел.

Ни для кого не секрет, что современные дети много времени проводят за экраном телевизора, увлекаются компьютерными играми... А какие ценностные установки чаще всего пропагандируются по телевидению?

Православную культуру – в школы

Митрополит отметил также, что выросло количество учащихся, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры. Это стало возможным благодаря пониманию, сотрудничеству и поддержке инициатив православной церкви руководителями окружных и муниципальных органов власти.

- Хотелось бы напомнить, что преподавать «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур» предложила церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей, - сказал митрополит. - Но, к сожалению, очень часто эти модули используются для трансляции других ценностей. Надеюсь, что эти перекосы будут исправлены.

Важно подготовить кадры

В этой связи встает вопрос подготовки педагогических кадров, готовых в полной мере, глубоко и всесторонне, освящать предмет «Основы православной культуры». Этим обеспокоены родители учащихся, так как «преподаватели, которым поручается обучать детей по модулю «Основы православной культуры» не обладают достаточной квалификацией», а также обеспокоенность самих педагогов, которым «приходится тратить немало времени и усилий для подготовки к урокам». Для успешной реализации этой задачи необходимо, по словам Митрополита Павла, «уделить особое внимание подготовке педагогов», а департаменту образования и молодежной политики Югры совместно с «Институтом развития образования» рассмотреть возможность проведения курсов повышения квалификации педагогов, преподающих курс «ОРКСЭ» по отдельным модулям во взаимодействии с представителями традиционных религиозных общин.

Листая страницы истории

- Трагические события 1917 года открыли в нашей истории новую страницу, и правильная оценка этих событий позволит нам усвоить уроки прошлого столетия и избежать трагических и болезненных ошибок в будущем, - говорил Владыка Павел в своем докладе.

Массовые репрессии людей в советский период – так можно обозначить главную мысль в выступлении члена Союза журналистов России, корреспондента окружной газеты «Новости Югры» Валентины Патрановой, которая выступила с докладом «Наша общая горькая память. О политических репрессиях на территории Ханты-Мансийского (Остяко-Вогульского) округа в 30-40-е годы». Докладчик сделала попытку осмысления таких страшных в истории нашей страны страниц, как репрессии советского периода. Она рассказала слушателям Чтений о массовых репрессиях людей в Остяко-Вогульском округе. Остановилась на судьбах отдельных личностей, репрессированных в страшные годы гонений, например, поведала о судьбе священномученика Германа (Ряшенцева), который был в ссылке в Самарово (ныне Ханты-Мансийск), а затем провел еще 13 лет в ссылке в Каракалпакии, на Соловках. Оба докладчика призвали власти и общество в знак памяти жертв политического террора построить на месте массовых расстрелов в Ханты-Мансийске (возле КТЦ «Югра-Классик») православную часовн, где люди бы могли помолиться об упокоении их душ. Напомню, что вопрос о возведении православной часовни в Ханты-Мансийске на месте массовых расстрелов жителей округа уже поднимался на страницах газеты «Новости Югры». На Рождественских образовательных чтениях этот вопрос также был озвучен и нашел горячий отклик в сердцах и душах людей.

Кто заложит основы?

Педагоги Нижневартовска выступали с докладами на секции: «Духовно-нравственное образование и воспитание: уроки столетия». Эта секция была самая многочисленная. Участники Чтений делились опытом работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания, литературы и английского языка, физики и во внеклассной деятельности. Говорили о сотрудничестве школы и церкви, о взаимодействии ДОУ и храма, об особенностях духовно-нравственного воспитания в классах русской духовной культуры и дошкольных группах, созданных при общеобразовательном учреждении. Показателен в этом отношении опыт работы МБОУ СОШ №8 г. Ханты-Мансийска.

Не обошли стороной вопрос и о личности учителя в духовно-нравственном воспитании школьников. Конечно же, в идеале, как отметили участники чтений, учитель, который преподает модуль «ОПК», должен быть православным человеком, он должен со знанием дела освещать изучаемые темы курса, касающиеся, например, таких вопросов, как Священное писание, православный храм, репродукции икон. Безусловно, педагог должен показывать пример детям.

Кстати, на форуме прошло награждение педагогов Ханты-Мансийской митрополии, которые внесли значительный вклад в дело духовно-нравственного воспитания и образования детей и юношества. Они были удостоены церковных и епархиальных наград.

Здесь же проходило обсуждение образовательной программы «Социокультурные истоки», которую активно внедряют в Нижневартовске и Сургуте. Как известно, в нашем городе при НВГУ создана научно-методическая лаборатория по внедрению технологий духовно-нравственного воспитания, в том числе и курса «Социокультурные истоки».

Святейший Патриарх Кирилл на Международных Рождественских чтениях говорил о том, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры в сознании и душах учеников, базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».

Думается, что эти слова надо принять как руководство к действию в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, является государственным заказом, а это значит, что оно является актуальным, важным, значимым.


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии