89.6249   $ 73.9968





×
Общество
0

13 креативных практик югорчан вошли в топ-лист форума «Сильные идеи для нового времени»

Губернатор Югры Наталья Комарова приняла участие в форуме «Сильные идеи для нового времени», организованном Агентством стратегических инициатив, и представила креативный потенциал округа на площадке Центра международной торговли в Москве. 

Кто на выдумки хитёр…

Развитие креативной индустрии становится мировым трендом. Еще недавно мы считали убыточным всё, что связано с творчеством, с нематериальным миром. Творчество являлось уделом отдельных людей, способных украсить наш несовершенный мир, но не добавить коммерческой стоимости. Как отметил на форуме первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко, у нас до сих пор формально нет профессии писателя и композитора, не говоря уже о гейм-дизайнере или художнике виртуальной реальности (нет кодов ОКВЭД). Об этом мало кто думал раньше.

Но мир меняется. И сегодня идеи и знания способны привлечь огромные инвестиции. Неслучайно 2021 год ООН объявила международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития.

«Креатив дает надежду людям, что мы будем иметь отношение к будущему, которое возможно придумать», — заметила модератор сессии «Потенциал креативных индустрий для России будущего» Тина Канделаки.

Сегодня перед Россией, отметила она, стоит задача достичь показателей ведущих стран, где доля креативной экономики в ВВП доходит до 10 %.

Как этого добиться, какие барьеры для развития креативных индустрий существуют сегодня, какие меры поддержки ожидает индустрия от государства и на какие готово само государство — об этом в ходе дискуссии говорили первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, губернатор Югры Наталья Комарова, министр культуры РФ Ольга Любимова, заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев, директор департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики правительства РФ Денис Молчанов и др.

Как отметил Сергей Кириенко, экономика на наших глазах из ресурсной превращается в экономику знаний и экономику креатива, и в России уже происходят фундаментальные изменения в отношении к креативным индустриям. Так, например, арт-кластер «Таврида» создает 24 резиденции в регионах России, государство снизило налоги для IT-индустрии в 7 раз. Добавим, что за последние годы по линии Фонда президентских грантов поддержано более 3 тысяч проектов, которые можно отнести к креативным индустриям, а сумма поддержки составила около 8 миллиардов рублей.

Арт-пространства, надо сказать, вслед за мегаполисами активно стали создавать в регионах. Арт-резиденция скоро появится и в Югре. В ней разместятся гончарные, швейные и другие мастерские, творческие студии, мини-цеха для производства товаров, появятся площадки для просмотра и съемок кинофильмов и многое другое. Развитие креативного предпринимательства, которое уже есть в Югре, позволит превратить идеи в конкретные проекты.

«И если говорить о сегодняшней ситуации, то пандемия, при всех своих страшных вызовах, для развития креативных индустрий — не помеха, а может быть даже толчок», — считает Сергей Кириенко.

Для России креатив — это еще и серьезный ресурс для развития регионов и страны в целом.

«Мы традиционно сильны креативом, — напомнил он. — Известная русская пословица гласит: «Голь на выдумки хитра». Но мир так поменялся, что те, кто хитер на выдумки, уже не могут быть голью».

По словам Сергея Кириенко, регионы в развитии креативных индустрий заинтересованы еще и потому, что затраты в инфраструктуру не столь масштабны, как, например, в инфраструктуру сырьевой отрасли или другого промышленного сектора.

«Если раньше люди перемещались туда, где есть работа, то сегодня компании будут приходить туда, где есть таланты. И уже это делают», — добавил первый заместитель руководителя администрации президента РФ. Экономика, по его словам, становится человекоцентричной, а государства начнут конкурировать за создание условий для развития креативных индустрий.

Югра— лидер в развитии креативных индустрий

Сергей Кириенко назвал Югру одним из регионов– лидеров в части поддержки креативных индустрий.

«Сегодня возможен целый набор дополнительных мер поддержки креативных индустрий. Очень важно, что такое понимание есть не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Первыми регионами, которые озаботились формированием правовых условий, законодательства по поддержке креативной индустрии, были Москва (и это понятно: Москва крайне креативный город и по этому показателю не уступает лучшим мировым столицам), Ханты-Мансийский округ, Нижегородская область, Республика Татарстан. Активно подтягиваются другие регионы», — сказал Кириенко.

Он также добавил, что Югра находится впереди с точки зрения формирования соответствующего законодательства.

Сергей Кириенко поддержал предложение учредить национальную премию за достижения в сфере креативных индустрий, поскольку премия важна «не только для творческой реализации представителей этой сферы, но и для продвижения российского культурного кода в мире».

Кроме того, он объявил о создании комиссии по креативным индустриям при администрации президента РФ совместно с правительством.

Вероятно, комиссия внимательно изучит практику развития креативных индустрий в Югре. Выступая на форуме, Наталья Комарова заявила о готовности округа стать пилотным регионом по отработке проектов креативных индустрий в России.

На федеральном уровне еще не принят закон о креативных индустриях, зато он есть в округе. По словам губернатора, в Югре стараются создать благоприятные условия для тех, у кого есть идеи, проекты, направленные на развитие общества, экономики региона.

Отвечая на вопрос модератора о существующих барьерах на пути развития креативных индустрий в регионе, Наталья Комарова напомнила фразу Михаила Жванецкого: «Вам помочь или не мешать?».

«Закон о креативных индустриях в регионе создан, в том числе для того, чтобы убрать как можно больше барьеров на пути и физических лиц, занимающихся творчеством, и, в целом, индустрии», — отметила глава региона.

Данный закон разрабатывался при непосредственном участии гражданского общества, специалистов, внешних экспертов — фондов «Инносоциума» и «Роскультцентра».

«Мы стали работать над ним, когда появилось гражданское сообщество, которое было заинтересовано в этом», — добавила она.

В Югре создали правила для креативных предпринимателей, но в других регионах эти правила иные, и другие признаки отнесения отрасли к креативной.

«В настоящее время на федеральном уровне нет базовой методики расчета вклада креативных индустрий в ВВП, — заметила Наталья Комарова. — Не все виды креативной деятельности отражены в ОКВЭД. В соответствии с правилами, любой вид деятельности должен подлежать статистическому учету. Если вид деятельности не учтен в ОКВЭД, то его нет в статистике».

По мнению губернатора Югры, назрела необходимость корректировки системы госзакупок, создание возможности для субъектов креативных индустрий оперативно регистрировать творческие продукты, оформлять свои права, рассчитывать их стоимость и при необходимости передавать эти права другим лицам. Именно поэтому необходимо ввести таможенные преференции для субъектов креативных индустрий.

«Мы готовы стать пилотным регионом по отработке решений, формируемых на федеральном уровне», — сказала Наталья Комарова, завершая своё выступление на форуме.

Идеи — в проекты!

На форум «Сильные идеи для нового времени» Югра представила 139 идей, 15 признаны лучшими в ходе регионального этапа. Агентством стратегических инициатив планировалось составить топ-100 идей, но их было так много, что остановились на 300. Среди них — 13 югорских инициатив. И как считают эксперты, многие из них можно тиражировать в других регионах.

Сбор идей на крауд-платформе форума проходил по 7 направлениям: новые идеи для бизнеса, новое городское развитие, новые компетенции, новая молодёжная повестка, новая социальная стратегия, новая технологическая стратегия и современная экономика.

На форуме экспозиция Югра представлена интерактивной мультимедийной инсталляцией «Сильные идеи Югры». В частности, на стенде демонстрируются проекты создания туристических деревень («деревенский таймшер»), туристской цифровой платформы VisitUgra, IT– стойбища, культурно– спортивного кластера «Спортзавод», проведения марафона благоустройства, применения искусственного интеллекта в борьбе с тромбозами вен, проект адаптации молодых людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, через вовлечение в предпринимательскую деятельность. Отдельная интерактивная презентация посвящена туристскому потенциалу автономного округа. Всем этим проектам округ предоставит поддержку и продвижение.

Теги статьи: #Наталья Комарова #Сергей Кириенко

Автор текста: Ольга Маслова   Автор фото: admhmao.ru

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии