×
Общество
0

Когда оживают вековые традиции

Как известно, с 7 по 19 января время Святок – православные в эти дни славят Рождество Христа­-Младенца. С 2007 года, со дня своего существования, православная община поселка Цингалы активно участвует в праздновании Святок. Этот год не стал исключением.

– Седьмого января в приходе во имя Илии Пророка в Цингалах прошла праздничная служба, после которой верующие отправились в соседний поселок Горноправдинск, в храм Вознесения Господня. Там на праздничном концерте, посвященном Рождеству Христову, наш творческий коллектив «Живая вода» исполнял духовные песни, – рассказывает староста общины Александра Ралькова. – А на праздничной неделе непременно состоится концерт для жителей Цингалов. Мы подготовили тропари, кондаки, песнопения, прославляющие Рождество. В стенах самого прихода в этом году организована выставка духовной литературы, из которой желающие могут подробнее узнать о празднике Рождества Христова.

В прошлом году местные прихожане тоже устраивали праздники в поселковом Доме культуры – учили односельчан правильно проводить коляду, рассказывали о православных традициях празднования Рождества, разучивали колядки и песни христославов. Верующие сельчане ходили в гости к соседям, друг к другу и прославляли Христа.

Если обратиться к истории христославления, то в начале XX века оно представляло собой ритуальный обход дворов, укрепляющий связи внутри общины, а также это была особая форма почитания младшими старших. Обряд требовал обязательного одаривания славильщиков. К их приходу готовились в каждом доме. Со временем обряд подчинился законам деревенского праздника и стал своеобразной увлекательной игрой для детей. И сейчас поселковая детвора все норовит увести «корову за рога», ежели колядовщиков не угостить как полагается.

В Цингалах колядуют каждый год. Помню, как мы с подружкой, будучи ученицами младших классов, ходили по дворам, зная лишь одну колядку. Мы переодевались, брали в руки мешок, старую гармошку, на которой, естественно, не умели играть (зато нас было слышно издалека), и стучались в дома со словами: «Коляда, коляда, подай пирога! А не дашь пирога, мы корову за рога» и т. д. Смешно вспоминать, но когда одной колядки хозяевам было недостаточно и они просили спеть еще, мы переходили на репертуар популярной тогда Тани Булановой. Взрослых это очень веселило, и они щедро нас одаривали. А потом был интереснейший процесс дележки собранных гостинцев. Теперь же, благодаря существованию на селе православной общины, у юных цингалинцев есть к кому обратиться, чтобы пойти колядовать по всем правилам, выучить соответствующие песни.

– Ко мне на днях приходила внучка одной знакомой, она учится в воскресной школе в Горноправдинске и, видимо, поэтому знает много колядок, – говорит Александра Ралькова. – Она мне столько всего нажелала, и я, конечно же, хорошо ее угостила в ответ. Забегали и другие ребятишки.

В наш дом колядовщики пока не заходили. Я здесь пока, можно сказать, новенькая. Хотя праздники еще не закончились – авось заглянут.

Святая ночь Крещения

Устраивать 19 января на реке Иртыш близ Цингалов купель уже стало доброй традицией. Глава администрации поселения Алексей Козлов заранее отправляет на реку рабочих, чтобы они подготовили иордань для крещенской ночи. Год от года желающих окунуться в освященную прорубь становится все больше, и уже не единицы, а десятки сельчан приходят на Иртыш с верой в исцеление духовных и телесных недугов.

Супругам Владимиру и Любови Копытовым уже за 60 лет, тем не менее каждый год в праздник Крещения, невзирая на мороз, они окунаются в ледяную купель.

– Я давно начала купаться в праздник Крещения. Когда еще не было иордани в Цингалах, мы ездили в Горноправдинск. Был один год, когда я так болела, что толком не могла ходить, но с помощью сотрудников МЧС все же окунулась. Для меня очень важно каждый год входить в святую воду. После купания я чувствую себя лучше и физически, и духовно. А муж Владимир, когда впервые увидел, как я окунаюсь, сказал: «Она не боится – неужели я, здоровый мужик, слабее нее? Тем более я тоже крещеный». С тех пор мы купаемся вместе. Хорошо, что сейчас купель делают в деревне, не нужно никуда выезжать. Я считаю, что даже самые большие грешники должны хоть раз в жизни войти в иордань, – говорит Любовь Алексеевна.

Женщина вспоминает, как раньше в деревне со стогов сена в банки собирали крещенский снег, затем талую воду оставляли до полуночи 19 января. Эта вода считалась святой, ее хранили целый год и использовали по­разному: давали пить больным, окропляли помещения, кто­-то даже отбеливал ей белье, мыл вымя коровам.

И в этом году, как и во все остальные годы, верующие вновь понесут домой святую крещенскую воду, потому что верят в ее целительную силу.

Теги статьи: #Рождество

Автор текста: Ирина АХМЕДОВА

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии