Выбран регион
×
Общество
0

Маленькие. Но мыслящие

Древние игрища, просторные чумы и чарующие звуки санквылтапа. Таким видится далекое этностойбище в селе Казым Белоярского района, куда каждое лето съезжаются юные представители коренных народов Севера, чтобы сохранить свою культуру и получить новые знания о традициях предков.

На берегу озера

В этом году в Югре будут работать 15 детских этнолагерей. Они распахнут свои двери, палатки и чумы в 10 муниципальных образованиях автономного округа. Планируется, что в них отдохнут почти 800 детей. 
В числе самых популярных этнолагерей – детское стойбище «Нумсанг ёх», что в переводе с хантыйского означает «Мыслящие люди». Впервые оно открылось в августе 2000 года и с тех пор продолжает удивлять своих юных воспитанников необычным подходом к истории и мифологии северных народов.
Полевая база стойбища расположена в светлом ягельном бору на берегу Нярсагортской протоки в 12 километрах от села Казым. Здесь есть все, что нужно народу ханты для жизни: озера, болота, ягельник, река, пойменный лес, бор. Ребята живут в чумах: мальчишки – в мужском, девочки – в женском. При этом чаще на огонек в «Нумсанг ёх» приезжают все-таки будущие мужчины, хотя и маленьким хранительницам домашнего очага здесь очень рады. 
– Конечно, во многих обрядах ведущая роль у мужчин. Например, в медвежьих игрищах могут принимать участие только представители сильной половины, но знания-то хранят женщины, – рассказывает заведующая этнографическим выставочным залом в селе Казым, одна из основательниц лагеря Елена Федотова. – Они подсказывают своим мужьям, что и когда нужно делать, дают советы, помогают подбирать мотивы к обрядам и ритуальным танцам.

Видеопогружение в прошлое
Кстати, первая смена на «стойбище мыслящих людей» будет посвящена именно медвежьим игрищам – древней церемонии поклонения медведю, которая сохранилась и до наших дней. Ребятам предстоит погрузиться в атмосферу фольклора казымских ханты, познакомиться с древними духами, познать тонкости поклонения предков языческим божествам. Об этом детям в своих маленьких лекциях расскажет старший научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Светлана Дядюн. 
– Она поведает в целом о фольклоре народов Севера, песнях, – говорит Елена Терентьевна. – Мы будем разбирать тексты, ребята по группам выполнят задания, организуем вечер берестяных масок. Будем учить национальные танцы и песни, играть на музыкальных инструментах. 
Многие элементы медвежьих игрищ утрачены, поэтому изучать их подростки вместе с сотрудниками казымского музея будут по архивным видеозаписям, сделанным еще в прошлом веке и хранящимся в фондах сельского храма истории. 

Изучая – живём
По словам основательницы детского стойбища «Нумсанг ёх», ребятам очень нравится приезжать в этнолагерь. Большинство были здесь уже не один раз. Привлекают их не только знания о традициях и культуре своего народа, но и чисто «лагерные» элементы – посиделки у костра, вечера страшных историй, забавные игры и соревнования. Это именно то, что делает маленькую летнюю жизнь запоминающейся и яркой.
– В этнолагере мы стараемся создать особую атмосферу, рассказывая детям о менталитете их народа. Причем те знания, изучение которых в школьное время может занять год или два, здесь «поглощаются» ребятами за одну смену, – поясняет Елена Федотова. – Ведь каждая история здесь проживается, обыгрывается. У нас много всего интересного проходит: мастер-классы, игры, общие песни. 
С детьми в лагере работают преимущественно музейные сотрудники, которые понимают, что культуру, обычаи и традиции северных народов нельзя закрывать в четырех стенах. Они продолжают жить и познаваться только в естественной среде, в кругу подрастающих носителей.

Фотографии сюжета / 3 фото

Теги статьи: #Этнолагерь

Автор текста: Ася Богатая


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
$