Свиток судеб разворачивается в книге краеведа Валерия Белобородова «Русские старожилы Сургутского края»

Как жаль, что Валерий Константинович не дожил до нынешнего времени, когда проекту «Югра многовековая» дан зеленый свет на высшем региональном уровне.  Справедливости ради следует сказать,  что именно  он был его зачинателем еще в начале 1990-х годов, когда первым  стал  вскрывать глубинные пласты  истории края,  делая ее обитаемой через судьбы людей. Он  публиковал  свои изыскания  на страницах журнала «Югра», альманаха «Подорожник», краеведческих книг.
Последнюю книгу, к сожалению,  не оконченную – «Русские старожилы Сургутского края»  пришлось готовить к выходу в свет его родным -  жене Валентине Андреевне и дочери Надежде, а также  близкому другу, с которым  Валерий Белобородов учился вместе в сургутской школе,  известному  в Югре и в России художнику Геннадию Райшеву, его иллюстрации украшают  издание.    Валерий Константинович   обратился к  судьбам представителей русских старожильческих родов родного ему Сургутского края. Его  населяли Вергуновы, Туполевы,  Тверитины, Клепиковы, Кайдаловы, Тетюцкие, Силины, Щепеткины, Кушниковы, Кондаковы, Замятины, Панкины, Тарасовы, Баталины…Корни этих родов краевед искал  в XVII-XIX веках,  искал в архивах страны,  на просторах интернета, в библиотеках, вел большую переписку с родственниками.
 Вот как оценил  последнюю книгу Валерия Белобородова  автор предисловия, кандидат исторических наук Владимир Темплинг: «Чтение исторических очерков Владимира Белобородова доставляет удовольствие не легкостью или особой оригинальностью лексики, «закрученным» сюжетом, а гармоничным сочетанием доступности и научности. Эти  качества ставят их  в особый разряд краеведческих исследований высочайшего качества… Его герои – потомки служилых людей-первопроходцев, священники, учителя, предприниматели,  крестьяне, «неправильные» крестьяне…».
 Валерий Белобородов  мечтал об издании серии  книг о русских старожилах Севера. Ему удалось осуществить этот замысел лишь частично – успел подготовить и издать очерки о старожилах Березова – «Тропинки к дому», а  к этой книге не успел написать предисловие «Сургут как культурное гнездо»,  также очерк «Городское мещанское управление» и подглаву к очерку «Панкины» под названием «Панкинский ген». Тем не менее,  получилась книга объемом  почти 400 страниц. К очеркам опубликованы Приложения, где представлены  архивные документы, к примеру, «О Сургутской женской школе»(1865 г., 1880г.), протокол встречи Великого Князя Николая Александровича на пристани в Сургуте (1891 г.), документы 1920-х годов и другие.  Также в книге опубликован  «Список отдельных изданий, написанных и редактированных Валерием Константиновичем Белобородовым (1993 - 2014)», подготовленный главным библиографом  отдела краеведческой литературы и библиографии  Государственной библиотеки Югры Татьяной Пуртовой. Получается, что за 21 год он успел  подготовить 46 изданий! Какими же плодотворными были для Валерия Константиновича эти годы, и сколько  интереснейших страниц истории  края  он мог бы нам открыть, если бы не ушел из жизни 16 мая 2016 года.
От себя могу добавить: не проходит ни одного заседания городского общества краеведов, чтобы мы не вспоминали Валерия Константиновича Белобородова, его подвижническую деятельность по увековечиванию в памяти народной лучших представителей старожильческих родов Югры. Он боролся за создание городского музея и, похоже, дело сдвинулось. А вот с  установкой памятного знака  крестьянину-меценату  Василию Трофимовичу Земцову, основателю первой рыбной школы в Самарово,  помощнику всем научным экспедициям, которые проезжали через село  в XIX- начале XX века, пока не получается. 
Осенью состоятся очередные Лопаревские чтения, инициатором проведения которых  в свое время выступил Валерий Белобородов вместе с окружной библиотекой. А это означает, что будут подготовлены десятки докладов на темы о прошлом края, вскрыты неизвестные пласты истории. Кто знает, может  быть, наступит такое время, когда будут проводиться, наряду с Лопаревскими, также   Белобородовские чтения.  Его творческое наследие огромно и огромен вклад в познание истории Югры.  В книге есть такие строки: «Автор всегда надеялся, что найдется заинтересованный читатель, который продолжит исследовательский поиск, «потянет дальше ниточку и добудет новое знание в общую копилку». В этом солидарны многие  почитатели краеведческого таланта Валерия Белобородова.
…В главе «Баталины» он говорит о том, что, благодаря «прирожденному исследователю», сургутянину Николаю Ездакову,  перед ним открылась возможность  «развернуть свиток судьбы семьи Баталиных дальше…». Своей последней книгой  Валерий Константинович сам разворачивает перед нами свиток судеб удивительных людей нашего края.

Отрывок из книги «Русские старожилы Сургутского края»

Глава «Тверитины. С духовной миссией по Сибири»
Глубокий  культурный след  оставило на сибирской земле еще  одно семейство Тверитиных, долгое время гнездившееся в маленьком селе Юганском близ Сургута. Известность  семейству принес  Иван Яковлевич Тверитин (ок 1806-1890 гг.) В 1834 г. он стал дьяконом, а в 1837-м  - священником  Богоявленской церкви в с. Юганском, где и прожил до конца  жизни и был похоронен в церковной ограде. 
Иван Яковлевич заслужил признание своими многолетними опытами выращивания зерновых культур… Ведь наш Север считался  совершенно непригодным для этого, да и теперь хлеб у нас не выращивают. Начиная с 1855 года,  Иван Яковлевич около 20 лет вел работу по акклиматизации зерновых культур (ячменя, овса, гречихи, ржи, пшеницы) с применением удобрений. Наибольших успехов Тверитин добился в выращивании ржи. Кроме зерновых культур, он выращивал и картофель из семян, а с 1878-го – апельсины в комнатных условиях.
За ходом эксперимента следило не только Главное управление Западной Сибири, но и несколько российских ученых обществ, которым он посылал отчеты о результатах опытов и откуда получал семена и инструкции. Его сообщения на сельскохозяйственную тему печатались в «Записках Казанского экономического общества», «Вестнике Императорского Русского Географического общества». Плоды своих земледельческих трудов Иван Яковлевич представил на Всероссийские сельскохозяйственные выставки 1860 и 1864 гг. и политехническую выставку 1872 г. За представленную на выставке «весьма хорошего качества рожь» Тверитин получил серебряную медаль Императорского вольного экономического общества…
О том, что заставило его взяться за, казалось бы, непосильный труд, стать земледельцем в крае, все население которого жило рыболовством, Иван Яковлевич писал в отчете, посланном  9 октября 1867 г. на имя генерал-губернатора: «Принять на себя труд открыть  опыт хлебопашества было целью, чтобы рано или поздно избавиться  от дорогих цен на хлебную провизию, которые в настоящее время  возвысились более  1 рубля серебром за пуд и той мало; страна здешняя  самая беднейшая…».   Тверитин нашел последователей. Ими стали юганские жители, крестьяне братья Кондаковы, дьячок Алексей Силин, мещанин  Николай Тетюцкий и священник Василий Тверитин, принявший от него в 1883 г. 
Юганскую церковь и ее приход. Таким образом, небольшое русское село  Юганское  во второй половине XIX в.  без преувеличения можно было  назвать земледельческим. Конечно, это было не товарное производство зерна, но, тем не менее, в голодные годы, когда  кончались запасы завезенного хлеба, Иван Яковлевич делился с остяками  своим,  выращенным на юганской земле. Так было в 1860 году, когда он продал  400 пудов собственного зерна по цене, втрое ниже  рыночной. А в  1869 г. раздавал хлеб бесплатно. Делился и мукой, смолотой на собственной мельнице, которую построил в 1860 году. Дело священника-земледельца  получило огласку не только через публикации в специальных изданиях научных обществ. О нем писали сургутский врач В.Е.Клячкин, лесничий А.А.Дунин-Горкавич в первом томе  «Тобольского Севера». Священник села Селияровского Василий Успенский, не сдерживая восхищения увиденным,  писал:  «По здешнему климату я не надеялся  найти его поле в совершенном виде… Но как приятно было сердцу, когда увидел  ее (рожь – В.Б.) едва ли еще не лучше той, какая родилась на моей родине и какую я видел по тракту от Калуги до Тобольска».
…И.Я Тверитин заботился о духовном просвещении своей паствы, основную часть которой составляли юганские ханты. При церкви в 1845 году  существовала школа, учителем в которой был сам священник, владевший остяцким языком, а помощником – его сын Василий. 

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.