Строить не глобально, а монументально

Автор текста: 
14.08.2015

Невозможно хорошо строить в городе, в котором ты не живешь и не знаешь менталитета его жителей, считает Александр Вайсбурт, президент строительной компании ВНСС.
Он приехал в Ханты-Мансийск в далеком 1994 году, чтобы построить город и навсегда изменить вопрос: «Это где?» на восклицание: «Вот это да!».

«мосты» к Большой ЗЕМЛЕ

Александр Вайсбурт родился в Луганске. Строителей в его семье не было, отец работал в сфере ЖКХ, мама - бухгалтером, а ему почему-то нравилось проектировать. Впервые он попал на север после окончания политехнического института в начале 70-х годов. Молодой специалист в команде инженеров Сиб-гипротранса участвовал в историческом событии - проектировании железной дороги
Тюмень-Сургут. В 1985 году Вайсбурта пригласили на должность главного технолога, а затем и главного инженера треста «Варьеганне-фтеспецстрой». Трест строил автомобильные дороги и кустовые площадки на месторождениях Варьеганнефтегаза. Но в конце 80-х добыча нефти на предприятии упала.

-    Потребность в наших услугах резко снизилась, надо было что-то делать. Поэтому решили строить все, - рассказывает Александр Михайлович. - Мы ничего не боялись, было желание победить и сохранить предприятие.

Основные стройки начались, когда его с командой пригласили в Ханты-Мансийск. Шел 1994 год, Югра стала самостоятельным субъектом федерации, но столица округа была полностью отрезана от большой земли, автомобильной дороги не было вообще, а воздушные проложены только на сравнительно небольшие расстояния - аэропорт не мог принимать даже среднемагистральные самолеты.

-    Перед нами поставили задачу - достроить въездную дорогу, которая бы связала город с Сургутом, оставалось 30 километров, мы заканчивали ее вместе с Сургутдостроем.

Александру Вайсбурту пришлось отстаивать свою революционную по тем меркам технологию перед заслуженными строителями. Его позицию поддержал Сергей Собянин, в то время заместитель губернатора. Что же было особенного в этой дороге - об этом чуть позже.

ерестроить ханты-мансийский аэропорт из регионального в международный, так как в планах округа уже фигурировали этапы Кубка мира по биатлону. В первую очередь необходимо было построить взлетно-посадочную полосу, диспетчерскую службу и всю необходимую инфраструктуру. За плечами строителей уже был опыт возведения аэропорта в Радужном.

Интересно, что первыми проектировщиками ханты-мансийского аэропорта были американцы.

-    Мы предложили вариант в два раза дешевле, при этом с дренажной системой (американцы ее не предусмотрели) и с совершенно другой конструкцией покрытия, которое еще не использовалось ни в одном аэропорту России и до сих пор не используется - без бетона и железобетона, - объясняет Александр Михайлович. - Это нежесткий тип покрытия, там были применены доменный шлак, щебень, ПГС и асфальтобетон.

Полоса, спроектированная совместно с Мосаэропроектом, способна принимать самолеты любых типов. На асфальтобетон строитель дал 10 лет гарантии. Но полоса служит уже 18 лет.

Зимой 1995-1996 года в окружной столице на новую взлетно-посадочную полосу сел первый Ту-134 - так был открыт прямой рейс Москва-Ханты-Мансийск. А в 2008 году полоса приняла борт № 1 - самый тяжелый российский самолет Ил-96, на котором прилетел Дмитрий Медведев (в то время президент России).

БИАТЛОННЫй ЦЕНТР:

ДВА РОЖДЕНИЯ

Вскоре Ханты-Мансийск стал мировой столицей биатлона!

-    Биатлонный центр поднял рейтинг не только округа, но и России в целом, никто не мог поверить, что мы построили его за два года. У нас было много партнеров, проектировали центр канадцы. Предложение поступило в 1996 году, в 1998 году он был уже на уровне. На тот момент его оценили как самый лучший в мире. Мы задали планку, на которую стали равняться все остальные, - вспоминает Александр Вайсбурт.

Но прогресс не стоит на месте, требования меняются, и к чемпионату мира в 2011 году югорским строителям пришлось провести полную реконструкцию спортивного объекта: построить комментаторские кабины, новый пресс-центр, увеличить трибуны, изменить трассу, чтобы спортсмены дольше находились на стадионе.

Александр Михайлович рассказывает интересный эпизод, связанный с установкой двух больших табло. Зарубежный поставщик предложил их за 400 миллионов рублей.

-    Оказалось, наше производство есть в Китае, они быстро сделали, цена ровно в два раза ниже. Оставался вопрос - как доставить? Пришлось эти табло везти двумя Ил-76 из Иркутска. Весь этот сложный маршрут был просчитан буквально по минутам, мы очень волновались, но все отработали, как часы.

ПЯТЬ МИНУТ АМЕРИКИ

Кто не жил в Ханты-Мансийске в 90-х годах, тому сложно оценить, как изменился город. Я родилась и выросла здесь, месила сапогами грязь, протаптывая каждый день тропинку к школе, лишь несколько главных дорог в городе были покрыты плитами и освещены фонарями. Поэтому, когда в конце 90-х улицы стали одна за другой одеваться в асфальт, тротуары и мягкий свет фонарей, - это каждый
раз превращалось в событие! Мы были счастливы, но не могли оценить, насколько хороши эти дороги. Только приезжие с большой земли восхищались, сравнивая Ханты-Мансийск с Европой и Америкой. В чем же их особенность? Говоря о дорогах, которые строил, Александр Вайсбурт несколько раз подчеркивал: «Там нет бетона и железобетона».

-    Вы так не любите бетон? - спрашиваю.

-    Верно подметили - не люблю, - улыбается он. - Это тяжелый и дорогой в эксплуатации и ремонте материал. Мы никогда не строили дороги из плит, я противник этого. Первую дорогу без плиты мы проложили в 1993 году на участке от Радужного до Нижневартовска - всего 10 километров, хотелось показать, как это может быть. Тогда Нижневартовский район возглавлял Борис Хохряков, он часто ездил по этой дороге и наш участок называл «пять минут Америки». У нас был свой почерк, стиль, который мы принесли в Ханты-Мансийск.

Команда Вайсбурта построила более 90 процентов улиц в столице Югры. Интересно, что тогда в округе еще работал Сергей Собянин. Когда он переехал в Тюмень, там тоже
поменялись дороги, и в историю Москвы он уже вошел как строитель дорог, эталон которых мэр столицы увидел именно в Ханты-Мансийске.

ХАНТЫ-МАНСИйСК - НЯГАНЬ.

ПОКОРЕНИЕ ИРТЫША

Все помнят строительство и торжественное открытие «красного дракона» - моста через Иртыш. Это было поразительное зрелище. В это же время на другом берегу команда Вайсбурта строила дорогу прямо в воде -в пойменной части великой сибирской реки.

И вновь Александру Михайловичу пришлось ломать стереотипы. Изначально в проекте были предусмотрены так нелюбимые им дорожные плиты и монолитные блоки, в том числе для укрепления откосов.

- Если бы положили блоки, в каждый шов попадала бы вода и размывала их, плиты бы начали падать, а вместе с ними и откосы. Я хотел сделать по-другому и для убедительности пригласил наших зарубежных партнеров (это же еще с Петра I повелось: если иностранцы предлагают - это хорошо, если наши придумали - вызывает недоверие). Мы предложи-
ли новые типы укрепления - «Матрацы Рено»

-    ящики из проволоки, в которые засыпается щебень, в основание дороги положили еще георешетку - соты, которые также засыпаются щебнем. Структура получается подвижной, но при этом устойчивой - вода вошла в щебень и вышла, - поясняет Александр Вайсбурт.

Потом по разработкам ВНСС МАДИ создали технологические карты, и в нормативных документах появилась рекомендация использовать данную технологию.

К слову, тогда югорские строители сэкономили бюджету округа 20 миллионов долларов.

И ПРИШЛИ МАМОНТЫ...

До сих пор перед глазами стоит картина -длинная колонна машин везет по городу древних гигантов, в разрезанных частях скульптур легко угадываются мамонты. Так они проехали через всю Россию из Беларуси, где сохранилась единственная на постсоветском пространстве большая художественная мастерская, в которой мамонтов можно было изваять в полный рост. Потом их разрезали, доставили в Ханты-Мансийск и собрали.

-    Мы работали с Андреем Ковальчуком, народным художником России. Он создал большую часть скульптур в городе. В первый же его приезд мы наметили, где что можно поставить: археопарк на объездной дороге, Натали с Пушкиным у КТЦ (кстати, некоторые ошибочно считают, что это героиня писателя Татьяна - авт.), молодоженов у ЗАГСа, семью ханты у аэропорта... - перечисляет Александр Вайсбурт.

И парк им Б. Лосева ВНСС построил по проекту Ковальчука.

Кстати, в археопарке также не обошлось без новых решений. Для укрепления откоса холма, на котором стоят мамонты, строители использовали новый для России материал

-    «Геовеб». Соты, так органично сливающиеся с природным ландшафтом, выкладывали со сдвижкой в пять сантиметров, заполняя каждую песком. И конечно же, никакого бетона и железобетона.

НАРОДНЫЙ КАНДИДАТ НАУК

Это далеко не все объекты, которые строил Александр Вайсбурт со своей командой. Стела в Самарово, центральная площадь с ротондой, Парк Победы, восточная объездная дорога, развязка на перекрестке Гагарина-Чехова, живописная дорога к храму, детские сады и жилые дома в городах округа.

Александр Михайлович предпочитает выполнять сложные задачи от проектирования до сдачи в эксплуатацию.

-    Когда один проектирует, а другой строит, то находит массу ошибок. Так повелось, что строители всегда идут впереди проектировщиков, которые зажаты определенными нормами, зачастую неточны в расчетах, у них нет строительного опыта. А когда строитель берет их с собой и они начинают в ногу шагать, - можно найти оптимальное проектное решение, как техническое, так и экономическое, - считает Александр Вайсбурт.

И продолжает:

-    Мне предлагали написать диссертацию, идей-то много эксклюзивных, но я не стал. Для того чтобы строить лучше, звания не нужны. Все, что я придумал, внедрено и служит людям.

В разговоре с Александром Вайсбуртом я отметила еще одну важную деталь - он не любит не только бетон, но и слово «глобально». Несмотря на колоссальные проекты и объемы строительства, считает, что это не про него.

-    Глобально - это значит широко. Строить надо монументально - здесь и навсегда.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Архив издания

Новости Югры

пн вт ср чт пт сб вс
27
28
29
30
1
2
3
 
 
 
 
 
 
 
4
5
6
7
8
9
10
 
 
 
 
 
 
 
11
12
13
14
15
16
17
 
 
 
 
 
 
 
18
19
20
21
22
23
24
 
 
 
 
 
 
 
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
 
 
Тема дня
Интервью дня

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.

Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?

Поддерживаете ли Вы полный запрет на продажу алкоголя в населенных пунктах?
Нет
67% (121 голос)
Да
25% (45 голосов)
Мне все равно
8% (14 голосов)
Всего голосов: 180

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.